XLVIII Международная филологическая научная конференция

Литературный герой и его поступок в контексте художественных исканий авторов «Петербургского сборника» (1846)

Николай Ипполитович Николаев
Докладчик
профессор
Северный (Арктический) федеральный университет
Татьяна Васильевна Швецова
Докладчик
доцент
Северный (Арктический) федеральный университет

188
2019-03-20
16:50 - 17:10

Ключевые слова, аннотация

Литературный альманах, «Петербургский сборник», литературный герой, поступок, картина мира.

Тезисы

До сих пор некрасовский альманах «Петербургский сборник» остается на периферии научных интересов, несмотря на то, что ряд литературных материалов, впервые опубликованных в нем, находятся в фокусе весьма актуальных исследований (например, «Бедные люди» Ф. М. Достоевского). Как правило, его оценивают через призму преемственной связи с более ранним альманахом Н. А. Некрасова «Физиология Петербурга». Однако такой подход не позволяет в полной мере оценить место и значение «Петербургского сборника» в русском историко-литературном процессе.
Если первый по времени издания сборник Н. А. Некрасова («Физиология Петербурга») был направлен на представление скрытых для русской литературы, ранее не актуальных сторон жизни и тем самым нес в себе установку на дополнение, расширение доминирующей картины мира ранее не известными подробностями, то в художественных исканиях авторов литературных  и публицистических материалов второго альманаха («Петербургский сборник») ощущается смена литературных стратегий. Здесь очевидно присутствие установки на изменение ракурса представления знакомых предметов. В художественных текстах — это, как правило, использование известных мотивов, сюжетов, типов персонажей, но с несколько смещенным смысловым центром тяжести. В публицистических текстах — это размышления над меняющимися этическими принципами (Искандер) и эстетическими взглядами (В. Г. Белинский, А. В. Никитенко) в современном мире. Все это смещало ценностные акценты в литературном моделировании мира. Наблюдения показывают, что 40-е гг. XIX в. связаны с глубоким кризисом, охватившим русскую литературу. Содержание этого кризиса связано, прежде всего, с исторической сменой художественной картины мира.
Наиболее активно этот процесс сказался не на «Физиологии Петербурга», а как раз на материалах «Петербургского сборника». Следствием меняющейся художественной картины мира стало изменение представлений о поступке литературного героя. Поиск новых моделей «поступающего человека» сказался на большинстве литературных материалов «Петербургского сборника».