«Кащей Бессмертный» Н. А. Римского–Корсакова: от текста сказки — к оперному тексту
Зивар Махмудовна Гусейнова
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургская государственная консерватория
Санкт-Петербургская государственная консерватория
129
2019-03-25
13:40 -
14:00
Ключевые слова, аннотация
Римский-Корсаков, Петровский, «Кащей Бессмертный»,
опера, либретто, сказка, текст.
Тезисы
В 1902 г. Н. А. Римский-Корсаков завершает работу
над оперой «Кащей Бессмертный», носящей авторский подзаголовок «осенняя
сказочка». Одним из авторов либретто называют музыкального критика, сотрудника
Русской музыкальной газеты Е. М. Петровского. Он предложил
Римскому-Корсакову текст либретто, составленный им на основе русских сказок.
Данный текст в процессе работы был значительно изменен композитором,
обосновавшим собственную трактовку сюжета в соответствии со своим эстетическим
и литературным вкусом (обсуждение этих аспектов нашло отражение в
неопубликованной переписке Римского-Корсакова и Петровского). Коренные
изменения в тексте первоначального либретто в целом не отменили характерного
для Петровского символистского подхода к трактовке сюжетного действия, но
обрели иное музыкально–драматургическое решение. Уже после премьеры оперы
(декабрь 1902 г.) Петровский издал свою сказку «Иван Королевич» (таково было
и название либретто) отдельным тиражом, в предисловии к которому объясняет свои
задачи как автора текста либретто, так и свое видение русской сказочной оперы.