Герой/антигерой в фарсе «Сеньор Пигмалион» Х. Грау
Ольга Константиновна Ранкс
Докладчик
старший преподаватель
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
25
2019-03-26
16:00 -
16:20
Ключевые слова, аннотация
Сеньор Пигмалион, фарс, Грау, антигерой, испанский театр.
Тезисы
Доклад
посвящен трагикомическому фарсу «Сеньор Пигмалион» («El señor de Pigmalión»)
испанского драматурга XX в. Х. Грау (1877-1958, Grau). Главный герой
произведения — Пигмалион — единственный человек среди основных действующих лиц,
создатель кукл-автоматов, похожих на людей, взбунтовавшихся против своего
ненавистного хозяина и убивших его, чтобы обрести свободу. В трех действиях
пьесы Грау показывает мир кукол и их отношения с создателем, постепенно
раскрывая образ Пигмалиона, в котором присутствуют как героические, так и
антигероические черты. Двойственная природа главного действующего лица, а также
перенос проблемы творца/творения на уровень фарсового действа травестирует
отношения между Богом и человеком: Пигмалион не дает своим творениям свободы
воли, выбора между добром и злом; созданных кукол он считает рабами,
манипулирует ими, самоутверждаясь за их счет. Куклы показаны как социум, в
котором каждый продолжает играть свою роль — они играют в жизнь, своим
поведением пародируя комический театр Золотого века, превращая пьесу в
метатеатр. В рамках доклада новизна предложенной Грау трактовки темы отношений
творца и творения, а также проблема героизма/антигероизма Пигмалиона,
выявляются при сопоставлении «Сеньора Пигмалиона» с различными произведениями,
развивающими эту тему, вплоть до XX в.