Автор и читатель в поэме М. Ю. Лермонтова «Тамбовская казначейша»
Елена Валерьевна Головенкина
Докладчик
доцент
Новосибирский государственный технический университет
Новосибирский государственный технический университет
188
2019-03-19
16:40 -
17:00
Ключевые слова, аннотация
Повествование, автор, читатель, ирония, ироническая поэма, М. Ю. Лермонтов,
«Тамбовская казначейша».
Тезисы
Иронические поэмы 1836–1838 гг. фиксируют важные
изменения в творческой эволюции М. Ю. Лермонтова, его иронически декларируемый
отказ от романтической мечты и от «нравственности». На первый план в них выходит
«шутка», игра.
В отличие от «Сашки», где столкновение разнородных планов,
является определяющим принципом организации авторского повествования,
«Тамбовская казначейша» последовательно иронична. При этом, как и в «Сашке»,
повествовательная стратегия автора «Тамбовской казначейши» отличается
диалогичностью и стремлением вовлечь читателя в творческий процесс. Основное
место в поэме занимает игра литературной формой: воспроизведение пушкинской
иронической интонации, мотивов и размера «Евгения Онегина», переосмысление
известных читателю романтических текстов. Эта нарочитая «литературность»
является в поэме одним из главных принципов активизации читательского сознания.
В поэме «Тамбовская казначейша» Лермонтов широко
использует такие приемы активизации художественного воображения читателя, как
рассуждение о повествовании и создаваемом тексте; апелляция к мнению и опыту
читателя; сопоставление личного опыта повествователя, читателя и общепринятых
оценок; «предсказывание» читательской реакции; сюжетные и повествовательные умолчания
и недоговорки.
Принцип организации читательского восприятия в совместной
творческой игре продолжает традицию русской бурлескной поэмы, которая (наряду с
поэмами Байрона) во многом определила пути создания пушкинского романа в стихах.
На эту традицию ориентируется и автор «Тамбовской казначейши»: одновременно серьезно
(прямо ориентируясь на свободное повествование), и иронически (обыгрывая мотивы
известных текстов). «Перелицовка» широкого круга литературных образцов создает
у читателя впечатление легкой игры, в которой эстетическое важнее этического.