Образ ветхозаветного патриарха Авраама в русском летописании
Мария Сергеевна Петровская
Докладчик
аспирант
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН
кафедра библеистики
2019-03-20
15:20 -
15:50
Ключевые слова, аннотация
Библеистика, русское летописание, топика, Авраам.
Тезисы
Изучение уподобления героев исторического
повествования русских летописей библейским персонажам представляет собой важную
научную проблему, т. к. подобное сравнение являлось не только универсальным
способом описания, но и средством нравственной оценки героя, истолкования
мотивов его поступков. В этой связи особый интерес представляют особенности
использования летописцами библейского образа патриарха Авраама, понимаемого ими
в соответствии с известным местом из Послания к Галатам (Гал. 3:28–29),
возводившим всех христиан к роду Авраама и делавшим их наследниками его
обетования. Восприятие Авраама как родоначальника христиан, культурного героя,
способствовало созданию вокруг его образа особой повествовательной модели,
изображавшей ход национальной истории как истории распространения одной семьи,
одного рода, что в условиях длительного
сосредоточения власти в руках династии Рюриковичей было чрезвычайно востребовано на Руси. Русский князь или царь
уподоблялся библейскому патриарху в тех случаях, когда предпринимал действия,
направленные на укрепление и продолжение рода: приобретал земли, расходился с
бездетной женой (напр. Василий III с Соломонией). В эту же картину мира укладывалось
и распространенное у русских летописцев отождествление половцев и монголо-татар
с библейскими измаильтянами и агарянами, т. е. потомками Авраама от его рабыни
Агарь. Характерно, что с конца XIV в.
образ Авраама претерпевает изменения и приобретает в русском летописании черты
борца за веру, чья праведность в противостоянии с царем Содома оказывается теперь образцом подражания для русских князей.