XLVIII Международная филологическая научная конференция

Метафора экономического дискурса сквозь призму преподавания РКИ: чтение новостных текстов экономической тематики в иноязычной аудитории

Екатерина Константиновна Столетова
Докладчик
доцент
Московский государственный лингвистический университет
Елена Петровна Пахомова
Докладчик
Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина

198
2019-03-19
19:40 - 19:55

Ключевые слова, аннотация

Экономический дискурс, новостные тексты, метафоры-термины, авторские метафоры, РКИ, иностранные учащиеся.

Тезисы

Понятия экономической сферы структурируются при помощи метафор различных типов: фитоморфной (рост рынка), зооморфной (валютная змея), военной (ценовая война) и др. В текстах экономической тематики, в частности, в новостных, встречается два типа сочетаний, основанных на метафорической модели: метафоры-термины, являющиеся, как правило, кальками с английского языка, и оригинальные, авторские, метафоры. Мы рассматриваем экономические тексты, содержащие метафору, в аспекте РКИ. Развитие у иностранных учащихся механизмов распознавания имплицитных смыслов, заключенных в метафоре, подразумевает умение различать авторские метафоры и метафоры-термины. Если речь идет о термине, учащемуся нужно обратиться к экономическому словарю. В контексте Рекорд бегства капиталов из России пришелся на июль сочетание бегство капиталов является терминологическим. Гораздо большую трудность для инофонов представляет следующий контекст, содержащий образную метафору: Новый тревожный звонок с «санкционной колокольни» прозвучал неделю назад. Здесь для декодирования метафорических смыслов читателю нужно задействовать разные стратегии чтения (догадку, прогнозирование) и привлечь культурологические знания. Мы предприняли попытку разработать алгоритм работы с текстами экономической тематики, содержащими метафору, в иноязычной аудитории. Он включает такие шаги, как выявление метафорических сочетаний в тексте, определение их терминологического статуса, проверка значения терминов по словарю, попытка интерпретации авторской метафоры, определение семантического типа метафоры для понимания позиции автора. Использование этого алгоритма дает возможность разным категориям  учащихся (не только студентам, но и специалистам, изучающим русский язык делового общения), адекватно понимать тексты экономического дискурса.