Особенности использования телефонного собеседника — телетьютора для развития навыков диалогической речи обучающихся английскому языку
Павел Витальевич Силаев
Докладчик
доцент
Смоленский государственный университет
Смоленский государственный университет
416
2019-03-27
13:00 -
13:20
Ключевые слова, аннотация
Диалогическая речь, телекоммуникация,
телетьютор, оценивание, рефлексия, шкала, эмотивность.
Тезисы
В докладе рассматриваются особенности использования
телефонного собеседника — телетьютора в
рамках университетского методического проекта «Еженедельная телекоммуникация»
для развития навыков неподготовленной диалогической речи студентов, обучаемых
английскому языку. Под телекоммуникацией
(от англ. telephone communication) мы подразумеваем особый вид длительной внеаудиторной учебно-речевой
проектной деятельности, координируемой преподавателем, с участием телетьютора —
незнакомого обучаемым телефонного собеседника, говорящего с ними только на
изучаемом ими языке еженедельно в течение 7–10 минут. Телекоммуникация —
лонгитюдная ролевая игра (от
нескольких месяцев до одного учебного года), максимально приближенная к естественным актам иноязычного речевого
общения. Данная деятельность направлена на развитие навыков неподготовленной
диалогической иноязычной речи обучаемых,
а именно: улучшение беглости их речи (лингвистический аспект), их
коммуникативной гибкости (прагматический аспект) и повышение их самооценки
(психологический аспект). В докладе также анализируются принципы
подготовки телетьюторов, способы верификации улучшения данных навыков, а также выявленные в ходе шестилетнего
функционирования проекта особенности его использования. Еженедельная
телекоммуникация в значительной мере позволяет интенсифицировать работу над
эмотивной составляющей диалогической речи посредством эмоционально маркированной тематики реплик телетьютора, подразумевающих
проявление обучаемыми участия и эмоционального отношения к обсуждаемым
ситуациям. Используемые телетьютором речевые стратегии и тактики отражают динамику смены коммуникативной роли
обучаемого: от ведомого в разговоре собеседника до инициатора разговора, умеющего
самостоятельно преодолевать возникающие коммуникативные помехи.