Черты барочного славизма в романе «Пейзаж, нарисованный чаем» М. Павича
Милица - Николич
Докладчик
преподаватель
МБОУ Никифоровская СОШ №1
МБОУ Никифоровская СОШ №1
211
2019-03-26
15:00 -
15:20
Ключевые слова, аннотация
Барочный славизм, постмодернизм, интертекст, игра, барокко, славяне.
Тезисы
Милорад Павич работал с темами, которые являются актуальными не только для литературоведения, но также для славянских народов, прежде всего, для сербов и русских. Сербский писатель изучал взаимоотношения славянских народов в эпоху барокко в XVII и XVIII вв. и интересовался концепцией «барочного славизма» (Павич: 1970, 329–333).
До сих пор исследователи не обращали особого внимания на взаимосвязь интертекстов и стиля барокко со славянскими народами, чем обоснована актуальность выбранной темы. Соответственно, цель данной работы состоит в том, чтобы выявить каким образом понятие барочного славизма отразилось на художественном мире в романе «Пейзаж, нарисованный чаем».
Елена Маричевич отмечает, что в романе «Пейзаж, нарисованный чаем» заметны следующие характеристики стиля барокко:
- элементы сербских эпических песен, в которых соединяются эпос и лирика, например, песня о сыновьях Карамустафы;
- аллегорическая повесть о саде Атанасия, в котором пейзажи души Атанасия являются метафизическими;
- баллад о неудачной любви между Атанасием и Витачей;
- символы, например «три мифических солнца». (Маричевич: 2016, 154–161).
Также Павич обращает особое внимание на темы национальности (славянские народы), политических и религиозных столкновений (повесть о трех сестрах), на почве которых создавалось славянское барокко.
Кроме этого интертекст славизма освещается с помощью национальностей персонажей, культуры и менталитета славянских народов, исторических событий, литературного влияния, а также религиозных тем, актуальных для славянских народов. Например:
- главный персонаж — серб Атанасий Свилар — превращается в русского Афанасия Федоровича Разина;
- реминесценции на русскую революцию и эмиграцию;
- влияние русской классики XIX в.;
- поездка Атанасия на Святую Гору, в которой находятся сербские, русские, греческие и болгарские монастыри;
- превращение грека Иоанна в Болгарина;
- освобождение Белграда.
Вывод: М. Павич иллюстрировал понятие барочного славизма с помощью элементов стиля эпохи барокко и славянских мотивов, используя приемы интертекстуальности и игры.
Литература
Павич, М. Историја српске књижевности барокног доба ( XVII–XVIII в.). — Београд: НОЛИТ, 1970. — 528 с.
Павич, М. Пейзаж, нарисованный чаем / Перев. Л. Савельева. — Спб: Азбука, 2006. — 336 с.
Маричевич, Е. Барок у белетристичком опусу Милорада Павића: дис. д-ра филол. наук Университет в Новом Саду, Новый Сад, 2016.
Морозов, А. А. «Новые аспекты изучения славянского барокко» // Русская литература / ред. В. В. Тимофеева. — №3. — 1973. — С. 7–23.