Хорватская драма в современном воплощении на фестивале «Дубровницкие летние игры»
Марина Николаевна Дробышева
Докладчик
доцент
Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина
Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина
211
2019-03-26
15:20 -
15:40
Ключевые слова, аннотация
Гуманизм, драма, «Дубровницкие летние игры», неореализм, реализм,
режиссер, фестиваль.
Тезисы
Первые послевоенные
годы в югославских литературах наблюдались изменения в художественных и
тематических приоритетах. Хорватский писатель Мирослав Крлежа в докладе «О
свободе культуры» (1952) подверг острой критике социалистический реализм. Для европейского
интеллектуального театра был характерен дух трагического гуманизма. Этими же
настроениями была пронизана европейская литература. В 1950–1960-е гг. в
Югославии возникло мощное театральное движение: проводятся фестивали «Стерино
Позорье» (г. Нови Сад), «Битеф» (г. Белград) и «Дубровницкие летние игры» (г.
Дубровник).
В
XXI
в.
литература продолжает искать новые пути освещения актуальных проблем — свободы
и невзгод, положения человека в современном государстве, — пытаясь выявить
всеобщность человеческого бытия. Эти настроения получили широкое
распространение в умах творческой интеллигенции (прежде всего режиссеров и
драматургов), в результате чего появились новые, неореалистические подходы и
художественные решения в интерпретации хорватской литературы прошлого и
настоящего. Это отчетливо проявилось в спектаклях фестиваля «Дубровницкие
летние игры» при постановке комедий М. Држича «Дундо Марое» (трактовка К.
Долентича) (2014), «Скупой» (2017) (реж. И. Кунчевич), а также в спектакле «Марин
Држич: победа над врагами» (2017), созданном на основе текстов пьес драматурга
Х. Иванковича (реж. И. Бобан) и в постановке режиссеров А. Флегера, М.
Пейнович, Х. Корбара «Противостояние на пиру Држича и Налешковича» (2017).
Особое
внимание на фестивале уделялось хорватской драме рубежа XIX–XX вв. Так, в пьесе И. Войновича «Дубровницкая
трилогия» (2015) воссоздается история Дубровника за 100-летний период, а в «Буре
равноденствия. Эквиноццио» автор обращается к психолого-бытовой драме (2013, реж.
Й. Иованович). В последние годы на фестивале ставятся пьесы М. Крлежи «Господа
Глембаи» (2017, реж. З. Свибен) и «Микеланджело» (2017, реж. С. Хорват). Творчество
известного писателя Р. Маринковича представлено спектаклем по мотивам его
повести «Под балконами» (2018, реж. Д. Харячек). Все эти спектакли объединены
одной темой — преодоления героями бездуховного существования, торжества серости
и ничтожества.
Помимо
хорватских пьес, на фестивале также ставятся произведения У. Шекспира, античных
авторов и современной мировой драматургии рубежа XX–XXI в.
«Дубровницкие летние игры» стали одним из важнейших событий культурной жизни
современной Европы.