Мультисенсорный метод преподавания иностранных языков при работе со студентами с синдромом дислексии
Анастасия Артуровна Попова
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
416
2019-03-27
14:40 -
15:00
Ключевые слова, аннотация
Дислексия, методика обучения, иностранный язык, мультисенсорный метод.
Тезисы
При разработке современных моделей обучения, основанных на достижениях педагогики и других смежных с ней наук, невозможно не учитывать тот факт, что существует довольно многочисленная категория учащихся, чьи индивидуальные показатели скорости и качества усвоения знаний, языковых умений и навыков в значительной мере отстают от среднестатистических. В большинстве случаев причиной такого феномена является дислексия — явление, имеющее нейрофизиологическое основание и препятствующее формированию навыков чтения и письма. Наличие данной аномалии не зависит от возраста, пола, социо-культурных факторов или национальности, однако она является серьезной преградой на пути к овладению всеми аспектами иностранных языков. По этой причине явление дислексии вызывает значительный интерес, как у преподавателей-практиков, так и у научного сообщества, а ее коррекция приобретает чрезвычайную актуальность.
В данной работе была проведена попытка рассмотреть феномен дислексии с позиции обучения иностранным языкам, в частности — различные методики преподавания иностранных языков, зарекомендовавшие себя как достаточно эффективные при работе со студентами-дислексиками, по результатам зарубежных исследований. В их число входят методика Ортона-Гиллингэма, сенсорная интеграция, «программа прорыва» и некоторые другие. В результате их анализа и сравнения сделан вывод, согласно которому все они имеют общую черту: в их основе лежит мультисенсорный метод обучения, который является не только одним из самых передовых приемов при преподавании иностранных языков, но и средством коррекции проявлений дислексии у учащихся.
Многочисленные зарубежные исследования показывают, что студенты с синдромом дислексии гораздо продуктивнее усваивают информацию посредством всех чувствительных каналов восприятия. Мультисенсорный метод действует на визуальный, аудиальный, тактильный и кинестический каналы нервной системы учащегося, способствуя улучшению восприятия взаимосвязи между фонемой и морфемой, словом и образом, грамматической структурой и языковой логикой.
Таким образом, мультисенсорные упражнения (одновременное чтение буквы вслух и ее написание, многократное повторение выражений, активное использование таких ресурсов, как карточки, пластилин, кубики и т. д.), дополненные детальными инструкциями, прямыми указаниями и систематической интенсивной практикой, эффективно адаптируют материал для студентов с синдромом дислексии и приводят их к значительным результатам в развитии лингвистической компетенции.
В данной работе была проведена попытка рассмотреть феномен дислексии с позиции обучения иностранным языкам, в частности — различные методики преподавания иностранных языков, зарекомендовавшие себя как достаточно эффективные при работе со студентами-дислексиками, по результатам зарубежных исследований. В их число входят методика Ортона-Гиллингэма, сенсорная интеграция, «программа прорыва» и некоторые другие. В результате их анализа и сравнения сделан вывод, согласно которому все они имеют общую черту: в их основе лежит мультисенсорный метод обучения, который является не только одним из самых передовых приемов при преподавании иностранных языков, но и средством коррекции проявлений дислексии у учащихся.
Многочисленные зарубежные исследования показывают, что студенты с синдромом дислексии гораздо продуктивнее усваивают информацию посредством всех чувствительных каналов восприятия. Мультисенсорный метод действует на визуальный, аудиальный, тактильный и кинестический каналы нервной системы учащегося, способствуя улучшению восприятия взаимосвязи между фонемой и морфемой, словом и образом, грамматической структурой и языковой логикой.
Таким образом, мультисенсорные упражнения (одновременное чтение буквы вслух и ее написание, многократное повторение выражений, активное использование таких ресурсов, как карточки, пластилин, кубики и т. д.), дополненные детальными инструкциями, прямыми указаниями и систематической интенсивной практикой, эффективно адаптируют материал для студентов с синдромом дислексии и приводят их к значительным результатам в развитии лингвистической компетенции.