История развития образа инвалида в русской литературе
Алина Леонардовна Поклад
Докладчик
докторант
Таллинский Университет
Таллинский Университет
171
2019-03-23
10:50 -
11:10
Ключевые слова, аннотация
Инвалидность, люди с ограниченными возможностями, советский период, русская литература, социология.
Тезисы
На сегодняшний день этой теме,
применительно к другим культурам, посвящено немало академических работ на английском
языке. По определенным историческим причинам научных работ на эту тему на
русском языке значительно меньше, к тому же существующие работы представляют
образ инвалида скорее в культуре, чем в литературе.
Наша гипотеза состоит в том, что в русской классической литературе все герои с ограниченными физическими возможностями, за редким исключением, изображались по определенным правилам, канонам. Несмотря на появление огромного количества инвалидов после Второй мировой войны, во второй половине ХХ в. стереотипная репрезентация образа инвалида сохранилась, и лишь в конце прошлого, начале нынешнего века эта тенденция изменилась. Тема инвалидности в произведениях с такими героями более не является ключевой в их образе, в настоящее время это лишь призма, через которую автор раскрывает основной сюжет.
Чаще всего такой человек являлся второстепенными персонажем, введенным в книгу лишь для корреляции с образом главного героя. Так он мог быть изображен «жертвой», вызывающей чувство сострадания или «отрицательным» персонажем: капризным, избалованным, озлобленным на жизнь и на свою болезнь человеком. Третий стереотип — образ инвалида-«воина», который всеми силами старается превозмочь свой недуг.
Помимо трех стереотипов при изображении самого персонажа с инвалидностью и в сюжетной линии можно найти определенные «клише». Так, авторы часто опускают причину болезни героя-инвалида, в тексте просто говорится, о его недуге. В детской литературе персонажу с инвалидностью почти всегда удается выздороветь, и в основном это происходит благодаря какому-то чуду, причины выздоровления почти всегда игнорируются автором. В случае с героем-«воином» существует своеобразный стандарт в развитии сюжета. Так, текст произведения можно разделить на следующие части: жизнь до трагедии, трагедия, депрессия, борьба. Каждая из этих частей повествования в свою очередь тоже развивается по определенным шаблонам.
В докладе предполагается проследить историю изображения персонажей с ограниченными возможностями на некоторых примерах литературы XIX и первой половины ХХ в., а затем, проанализировав работы В. Титова, Б. Полевого, А. Лиханова, В. Крапивина, Ю. Нагибина, будет предпринята попытка доказать гипотезу о существовании стереотипной репрезентации образа инвалида во второй половины ХХ в., и найти предпосылки для изменения этой тенденции в будущем.
Наша гипотеза состоит в том, что в русской классической литературе все герои с ограниченными физическими возможностями, за редким исключением, изображались по определенным правилам, канонам. Несмотря на появление огромного количества инвалидов после Второй мировой войны, во второй половине ХХ в. стереотипная репрезентация образа инвалида сохранилась, и лишь в конце прошлого, начале нынешнего века эта тенденция изменилась. Тема инвалидности в произведениях с такими героями более не является ключевой в их образе, в настоящее время это лишь призма, через которую автор раскрывает основной сюжет.
Чаще всего такой человек являлся второстепенными персонажем, введенным в книгу лишь для корреляции с образом главного героя. Так он мог быть изображен «жертвой», вызывающей чувство сострадания или «отрицательным» персонажем: капризным, избалованным, озлобленным на жизнь и на свою болезнь человеком. Третий стереотип — образ инвалида-«воина», который всеми силами старается превозмочь свой недуг.
Помимо трех стереотипов при изображении самого персонажа с инвалидностью и в сюжетной линии можно найти определенные «клише». Так, авторы часто опускают причину болезни героя-инвалида, в тексте просто говорится, о его недуге. В детской литературе персонажу с инвалидностью почти всегда удается выздороветь, и в основном это происходит благодаря какому-то чуду, причины выздоровления почти всегда игнорируются автором. В случае с героем-«воином» существует своеобразный стандарт в развитии сюжета. Так, текст произведения можно разделить на следующие части: жизнь до трагедии, трагедия, депрессия, борьба. Каждая из этих частей повествования в свою очередь тоже развивается по определенным шаблонам.
В докладе предполагается проследить историю изображения персонажей с ограниченными возможностями на некоторых примерах литературы XIX и первой половины ХХ в., а затем, проанализировав работы В. Титова, Б. Полевого, А. Лиханова, В. Крапивина, Ю. Нагибина, будет предпринята попытка доказать гипотезу о существовании стереотипной репрезентации образа инвалида во второй половины ХХ в., и найти предпосылки для изменения этой тенденции в будущем.