Жюстина vs Жюльетта: герой и антигерой в романах маркиза де Сада
Вероника Дмитриевна Алташина
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
190
2019-03-22
14:40 -
15:00
Ключевые слова, аннотация
Маркиз де Сад, философия, герой, антигерой, порок, добродетель.
Тезисы
История Жюстины занимает особое место в творчестве маркиза де Сада: ей посвящено три романа («Жюстина, или Злоключения добродетели», 1787; «Жюстина, или Несчастья добродетели», 1792; «Новая Жюстина», 1797.) Последний роман представлен как диптих: «Новая Жюстина, или Несчастья добродетели, за которыми следует история ее сестры Жюльетты, или Процветание порока». Сам автор предлагает параллель между двумя героинями.
Если в первых романах история Жюльетты служит обрамлением истории Жюстины, а несчастья сестры ведут к ее раскаянию, то последний вариант откровенно противопоставляет ограниченную и зашоренную Жюстину свободной и умной Жюльетте.
Все злоключения Жюстины отражаются, как в кривом зеркале, в судьбе ее сестры, принося ей процветание и иллюстрируя тезис автора:
«Поскольку несчастья преследуют добродетель, а благополучие сопровождает преступление, а, с точки зрения Природы, добродетель и порок равны, то гораздо лучше быть среди порочных, которые преуспевают, нежели среди добродетельных, которые страдают».
Сравнительно-сопоставительный анализ двух героинь показывает, что отношение автора к ним изменилось на протяжении десятилетия под воздействием исторических событий эпохи: Жюстина была героем, а Жюльетта — антигероем в предреволюционные и революционные года, после революции расстановка сил переменилась.
В чем же причины этого изменения? Почему маркиз де Сад с горечью восклицает: «Ах, Просвещение, Просвещение!
Неужели ты было лишь подготовкой Сумерек разума!».