От Порфирия до Феодора Продрома: логический комментарий к проблеме соотношения «великого» и «малого»
Оксана Юрьевна Гончарко
Докладчик
научный сотрудник
Русская христианская гуманитарная академия
Русская христианская гуманитарная академия
Греческий институт
2019-03-19
15:00 -
15:25
Ключевые слова, аннотация
Порфирий, Феодор Продром, категории, великое, малое.
Тезисы
В докладе предполагается рассмотреть письмо Феодора Продрома Михаилу
Италику «О великом и малом», написанное в лучших традициях византийской
неоплатонической комментаторской традиции к «Категориям»
Аристотеля. Феодор Продром, будучи придворным поэтом,
оратором и ученым, представлял собой одну из центральных фигур в византийской
интеллектуальной среде XII в. Логические и философские взгляды Феодора
Продрома отражены в трех его сочинениях: «Комментарий
ко второй книге „Второй Аналитики“ Аристотеля», диалог «Ксенедем, или Гласы» (Ξενέδημος ἢ Φωναί) и небольшой трактат в виде письма «О великом и малом».
Этот небольшой трактат посвящен вопросу отнесения понятий «великого» и «малого» к той или иной категории из десяти категорий Аристотеля. Феодора Продрома не устраивает аристотелевское решение отнести эти понятия сразу же к нескольким категориям (а именно к категориям количества и отношения), против чего он выдвигает целый ряд аргументов, некоторые из которых он заимствует из «Комментария к „Категориям“» Порфирия, однако, несколько перефразируя его аргументы и полемизируя в конечном итоге уже не столько с Аристотелем, сколько с самим Порфирием. Можно даже утверждать на примере мысли Феодора Продрома, что к XII в. происходит сдвиг в осознании разных возможностей отнесения понятий к категориям: от аристотелевского и порфириева не строгого отнесения — до продромовского строгого (взаимоисключающего). Аргументация Феодора Продрома довольно оригинальна и интересна (по крайней мере по отношению к александрийской неоплатонической традиции комментирования «Органона» Аристотеля, включающей работы Симпликия и Аммония Александрийского), в которой нет еще перехода к более строгому варианту отнесения этих понятий только к одной из категорий (либо к категории количества, либо к категории отношения), что уже в большей степени напоминает современную трактовку правил логического деления понятий в формальной логике, исторически восходящей к «Категориям» Аристотеля и аристотелевской силлогистике. Довольно интересным является в том числе вопрос, в какой момент был осуществлен этот сдвиг к «продромовскому» решению, ответ на который необходимо искать в византийской традиции комментария к Аристотелю и Порфирию, начиная с VI в. и заканчивая ΧΙΙ в.
Исследование проводится в рамках проекта РФФИ № 18-011-00207 «Логическое образование в Византии: Феодор Продром и логические опыты XII в.».
Этот небольшой трактат посвящен вопросу отнесения понятий «великого» и «малого» к той или иной категории из десяти категорий Аристотеля. Феодора Продрома не устраивает аристотелевское решение отнести эти понятия сразу же к нескольким категориям (а именно к категориям количества и отношения), против чего он выдвигает целый ряд аргументов, некоторые из которых он заимствует из «Комментария к „Категориям“» Порфирия, однако, несколько перефразируя его аргументы и полемизируя в конечном итоге уже не столько с Аристотелем, сколько с самим Порфирием. Можно даже утверждать на примере мысли Феодора Продрома, что к XII в. происходит сдвиг в осознании разных возможностей отнесения понятий к категориям: от аристотелевского и порфириева не строгого отнесения — до продромовского строгого (взаимоисключающего). Аргументация Феодора Продрома довольно оригинальна и интересна (по крайней мере по отношению к александрийской неоплатонической традиции комментирования «Органона» Аристотеля, включающей работы Симпликия и Аммония Александрийского), в которой нет еще перехода к более строгому варианту отнесения этих понятий только к одной из категорий (либо к категории количества, либо к категории отношения), что уже в большей степени напоминает современную трактовку правил логического деления понятий в формальной логике, исторически восходящей к «Категориям» Аристотеля и аристотелевской силлогистике. Довольно интересным является в том числе вопрос, в какой момент был осуществлен этот сдвиг к «продромовскому» решению, ответ на который необходимо искать в византийской традиции комментария к Аристотелю и Порфирию, начиная с VI в. и заканчивая ΧΙΙ в.
Исследование проводится в рамках проекта РФФИ № 18-011-00207 «Логическое образование в Византии: Феодор Продром и логические опыты XII в.».