«Аталанта, какая история!»: Жан Виго и новая нарративность в кинематографе 1930-х гг.
Лариса Евгеньевна Муравьева
Докладчик
независимый исследователь
Кинозал
2019-03-21
13:10 -
13:40
Ключевые слова, аннотация
Жан Виго, «Аталанта», нарратив, нарративность, французский кинематограф 1930-х
гг.
Тезисы
«Рембо от мира киноискусства», Жан Виго вошел в историю французского кинематографа с одним полнометражным фильмом, выпущенным с купюрами в 1934 г., вновь открытым после войны и ставшим образцом для целого поколения синеастов Новой волны. После двух короткометражек и среднего метра «Ноль за поведение», запрещенного цензурой в 1933 г., Виго находится на перепутье; среди рассматриваемых проектов — сценарии де ла Фушардьера и Сандрара. Однако режиссер снимает свой последний фильм по откровенно бесцветному сценарию неизвестного автора, Жана Гине, представляющего типичную историю из жизни моряков. Продюсер Луи-Нуньес настаивает на том, что Виго нужно снять фильм по самому обычному сценарию, который, с одной стороны, помог бы избежать цензуры, с другой — позволил в полной мере раскрыться режиссерскому таланту. Виго рассказывает «банальную историю» [Lherminier] по-своему: «Аталанта» становится жемчужиной французского киноискусства и одним из первых шедевров звукового кино. В поисках новой нарративности Виго перерабатывает и метаморфозирует сценарий; первоначальная история Гине выходит за пределы клишированных повествований 1930-х гг. и конструирует свои собственные принципы наррации. Они сводятся, прежде всего, к конструированию альтернативной нарративной интриги [Ricœur, Baroni, Тюпа]. Нарративная интрига — одно из ключевых понятий в современной нарратологии, под которой вслед за Рикером понимается конфигурация событий, утверждающая особый тип рецепционного ожидания. В противовес классической интриге, основанной на чистой событийности, авангардные практики ХХ в. предлагают альтернативные способы конструирования интриги: в подходе, разрабатываемом швейцарским нарратологом Р. Барони, такой тип интриги определяется с помощью понятия «нарративного напряжения» [Baroni]. Это случай «Аталанты»: поэтический реализм Жана Виго утверждает себя с помощью средств, внеположенных истории как таковой. Инструментами создания новой нарративности становятся монтажный ритм, визуальные чередования планов, световые мизансцены и т. д. В конечном счете нарратив в «Аталанте» читается как принципиально двуслойный: первоначальный сценарий Гине становится своеобразной ширмой для конструирования истинного рассказа Виго, а эстетизм маскирует конъюнктурные условия фильма.
Литература
Baroni, R. La tension narrative : suspense, curiosité et surprise. Paris, 2007.
Bourgeois, N. & Benoliel, B. "L'Atalante": un film de Jean Vigo. Paris, 2001.
Lherminier, P. Œuvre de cinéma : films, scénarios, projets de films, textes sur le cinéma. Paris, 1985.
Ricœur, P. Temps et récit. Paris, 1983. Vol. 2.
Тюпа, В. И. Что такое нарративная интрига? // Введение в сравнительную нарратологию. М., 2016.
Литература
Baroni, R. La tension narrative : suspense, curiosité et surprise. Paris, 2007.
Bourgeois, N. & Benoliel, B. "L'Atalante": un film de Jean Vigo. Paris, 2001.
Lherminier, P. Œuvre de cinéma : films, scénarios, projets de films, textes sur le cinéma. Paris, 1985.
Ricœur, P. Temps et récit. Paris, 1983. Vol. 2.
Тюпа, В. И. Что такое нарративная интрига? // Введение в сравнительную нарратологию. М., 2016.