XLVIII Международная филологическая научная конференция

Функционально-прагматическая характеристика оценочной лексики языка информационной войны (на примере английского политического дискурса)

Оксана Алексеевна Михалькова
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

215-А
2019-03-19
17:40 - 18:00

Ключевые слова, аннотация

Политический дискурс, оценочная лексика, информационная война.

Тезисы

Информационная война — совокупность массовых коммуникативных практик, целью которых является воздействие посредством специфического употребления единиц языка на реципиента. Многие языковые средства, употребляемые в контексте информационной войны, характеризуются наличием широкого спектра смысловых, эмоциональных и идейных коннотаций. Среди них отдельно выделяется оценочная лексика, поскольку она формирует воздействующий компонент текста, создает, а иногда и навязывает определенное отношение к событию или личности, замещает логическую аргументацию, реализует агитационную и пропагандистскую функции. Поскольку основной целью информационной войны является формирование негативного образа противоборствующей стороны, в текстах превалируют лексические единицы с отрицательной оценочной коннотацией. Оценка событий может производится как с рациональной, так и с эмоциональной точки зрения; допускается использование фразеологизмов с оценочным компонентом, стилистически сниженной лексики и ироничного цитирования. Подобный подход позволяет оказать комплексное воздействия на адресата сообщения, затронув его сознание, чувства и ощущения одновременно. Доля лексических единиц с положительной оценочной коннотацией существенно ниже. Главным образом, данные слова используются для формирования положительного образа страны-жертвы государства-агрессора и стран, противостоящих государству-агрессору. Принимаемые данными странами меры и решения зачастую описываются с помощью эвфемизмов, а также так называемых «biased words», которые приобретают коннотацию положительной оценочности благодаря контексту и апеллируют к морально-нравственным и ценностным установкам адресата. Употребление лексических единиц с положительной и отрицательной оценочной коннотациями способствует формированию ярких образов конфликтующих сторон и более контрастному противопоставлению в парадигме «добра» и «зла».