Проблема героя и антигероя в трилогии о мушкетерах А. Дюма
Ольга Бейнарович
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
25
2019-03-26
15:40 -
16:00
Ключевые слова, аннотация
Литература, Франция, французская литература, XIX в., анахронизмы, эмпирическая
правда, история, Дюма.
Тезисы
При анализе трилогии о мушкетерах исследователи
традиционно относят к положительным героям такие персонажи, как мушкетеры
и Николя Фуке, а к отрицательным Ришелье, Кольбера, Мазарини, миледи, Мордаунта,
причем двух последних считают воплощением абсолютного зла. Однако при более
внимательном прочтении оказывается, что всё далеко не так однозначно. Даже
образы миледи и Мордаунта оказываются не настолько отрицательными, как это
кажется на первый взгляд. Что же касается остальных героев, их оценка порой
меняется кардинально, и из положительных они становятся отрицательными и
наоборот. Кардинал — основной противник главных персонажей первой части
трилогии. Сначала Дюма создает у читателя отрицательное отношение к своему
персонажу, а затем постепенно раскрывает истинную сущность этого человека. Сама
борьба, которую ведут с Ришелье главные герои романа, казалось бы, настраивает
против него. Но потом Дюма показывает гениальность кардинала и тщетность этой
борьбы, ошибочность которой признают сами мушкетеры. Ришелье предстает как
великий государственный деятель, вызывающий восхищение. В конце первой части
трилогии ему покоряется д’Артаньян, а впоследствии мушкетеры единодушно отдают
ему должное, называя великим человеком. Политика кардинала прогрессивна, она
направлена на благо Франции, мушкетеры же ведут с ним борьбу, а, следовательно,
оказываются не такими положительными героями, как это выглядело изначально.
Особый интерес представляет в этом плане образ графа де Ля Фер. Если
рассмотреть отдельно то, что говорят о нем его друзья и сам автор, то перед
нами предстает честный, благородный, безупречный человек. Однако если
проанализировать поступки и слова самого графа, окажется, что это образ
антигероя. Мы увидим отъявленного эгоиста с весьма сомнительными моральными
качествами, способного на самые неприглядные действия. При первом прочтении
внимание концентрируется на словах автора и высказываниях персонажей, другая же
сторона выявляется по мере развития сюжета и особенно после тщательного
изучения текста и его анализа. Таким образом, получается вполне реальная картина.
Граф, весьма обаятельный человек, сразу производил на окружающих очень
благоприятное впечатление. Отрицательные же его качества, во-первых, выявлялись
лишь при более близком знакомстве, а, во-вторых, во многом компенсировались личным очарованием. Благодаря постепенному раскрытию характера героя
обнаруживается его сложность, может быть противоречивость. Автор избегает
одномерности в обрисовке «морального портрета», избегает упрощения в
психологической мотивировке поведения. Итак, в трилогии Дюма присутствует
«динамика» от первоначальной оценки к последующей переоценке, что в корне
меняет представление о персонажах, делая их более разносторонними и
многогранными.