Интервью-ловушка
Ольга Евгеньевна Фролова
Докладчик
заведующий отделом
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
190
2019-03-21
14:10 -
14:40
Ключевые слова, аннотация
Интервью, презумпция, агрессия.
Тезисы
Манипуляция
связана с искажением денотативной ситуации, а также с намерением говорящего побудить
адресата к определенным действиям и изменить его картину мира [Левин 1998,
Иссерс 2015]. В интервью с Леонидом Парфеновым в программе «Школа злословия»
можно видеть соединение признаков манипуляции и провокации.
Выпуск
передачи длительностью 1 час, 18 мин. 33 сек. размещен на сайте Youtube.
Композиция
передачи такова: вначале ведущие А. Смирнова и Т. Толстая излагают свое
представление о госте, далее следует интервью, в финале ведущие подводят итог.
Жанр
интервью весьма динамичен. Журналист может прибегать к провокации. И в этом
случае цель интервьюера — получить наиболее полное описание некоей денотативной
ситуации или раскрыть характер гостя.
В передаче
«Школа злословия» в первой части ведущие представили презумптивную негативную оценку
гостя, которая предопределила ход передачи и опиралась на несколько положений: а)
«тема … паническая боязнь выглядеть пошлым и вульгарным»; б) «вкус не создает
ничего нового». в) «бесстрастность, она ведь всегда прикрывает ... страхи»;
г) «все, что он делает, — глубоко антикультурно».
В
интервью участники диалога исходили из разных стратегий: ведущие были нацелены
на конфликт, Парфенов — на коммуникативное сотрудничество. Неконфликтные
вопросы начала интервью ведущих можно рассматривать как заманивание: «для Вас
главная категория того, что Вы делаете, является вкус. Так это или нет?» «Я Ваш
преданный зритель. Многолетний». Вопросы о вкусе и признание в знакомстве с программами «Намедни» были восприняты Парфеновым как заинтересованность. Однако ведущие
перешли к дискредитирующим вопросам и оценкам: «Создается ощущение такого вот
лоскутного одеяла? <…> [У Вас] Скорее
декоративное…». Далее последовали негативные суждения, касающиеся уже не программ
Парфенова, а его самого.
«ЛП. Я работаю
журналистом. <…> ТТ. Врете-врете-врете.
В чем Ваша художественная воля? В чем она? В чем?»
Главный упрек ведущих
носил идеологический характер: «АС. Я глубоко убеждена, что проект реставрации
начался с программы «Старых песен о главном». … Это мое глубочайшее убеждение».
Попытки Парфенова объяснить свою позицию
не были приняты во внимание. Ведущие интерпретировали ответы в соответствии с презумпцией, приближая их
к образу, выработанному в 1 части программы.
Вопросы были нацелены не
на получение информации, а на подтверждение тезиса ведущих, что Парфенов
определил так: «Вы расспрашивая,
убеждены, что знаете ответ».
Интервью,
предполагающее заманивание гостя в добровольное признание им оценки ведущих, мы
называем ловушкой.
Иссерс О. С. Дискурсивные практики нашего времени. М., 2015. Левин Ю. И. О семиотике искажения истины // Левин Ю. И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. М., 1998. С. 594–605.
Иссерс О. С. Дискурсивные практики нашего времени. М., 2015. Левин Ю. И. О семиотике искажения истины // Левин Ю. И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. М., 1998. С. 594–605.