Стереотипы об аристократах и их языковая актуализация в британском публицистическом дискурсе
Евгения Анатольевна Кованова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Дина Борисовна Щекина
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
215-А
2019-03-20
16:40 -
17:00
Ключевые слова, аннотация
Социальные стереотипы, языковая репрезентация стереотипов, британская классовая система, публицистический дискурс.
Тезисы
Классовые
стереотипы занимают важное место в лингвокультуре Великобритании. Исследование их
языковой актуализации, проведенное на материале британской прессы, позволило выявить
стереотипы об аристократии и средства их выражения, а также сделать выводы о
значимых для британской лингвокультуры оппозициях и ценностях.
Среди стереотипов об аристократии — манера речи, высокомерие, праздность, роскошь, склонность к пьянству и хулиганству, уклонение от налогов, демонстрация своего благородства и заслуг. Авто- и гетеростереотипы отличаются эмоционально-оценочным содержанием: положительные оценки скорее свойственны автостереотипам, а отрицательные — гетеростереотипам.
Способы языковой репрезентации стереотипов разнообразны. Часто используется генерализация с местоимением they и глаголом в Present Simple (they're a bunch of common thieves). Стереотип может быть выражен через определение, содержащее эмоционально маркированные лексемы (champagne-guzzling toffs), риторические вопросы (Will the posh always be with us, degrading our lives and diminishing our opportunities?). Если стереотип выражен имплицитно, он идентифицируется с помощью контекста и фоновых знаний (Bullingdonesque depths of degradation).
В языковой картине мира британца прослеживается семиотическая универсалия «us — them», ингрупповой классовый фаворитизм и негативная оценка представителей аутгруппы. Анализ также выявил стереотипы-ситуации «the British people like their toffs to be toffs» и «aristocracy as a spectacle», что свидетельствует о принятии британцами классовой системы со всеми ее недостатками и об отношении к аристократии как к референтной группе.
В докладе также сделана попытка сравнить образ типичного аристократа в газетах консервативной и либеральной направленности.
Среди стереотипов об аристократии — манера речи, высокомерие, праздность, роскошь, склонность к пьянству и хулиганству, уклонение от налогов, демонстрация своего благородства и заслуг. Авто- и гетеростереотипы отличаются эмоционально-оценочным содержанием: положительные оценки скорее свойственны автостереотипам, а отрицательные — гетеростереотипам.
Способы языковой репрезентации стереотипов разнообразны. Часто используется генерализация с местоимением they и глаголом в Present Simple (they're a bunch of common thieves). Стереотип может быть выражен через определение, содержащее эмоционально маркированные лексемы (champagne-guzzling toffs), риторические вопросы (Will the posh always be with us, degrading our lives and diminishing our opportunities?). Если стереотип выражен имплицитно, он идентифицируется с помощью контекста и фоновых знаний (Bullingdonesque depths of degradation).
В языковой картине мира британца прослеживается семиотическая универсалия «us — them», ингрупповой классовый фаворитизм и негативная оценка представителей аутгруппы. Анализ также выявил стереотипы-ситуации «the British people like their toffs to be toffs» и «aristocracy as a spectacle», что свидетельствует о принятии британцами классовой системы со всеми ее недостатками и об отношении к аристократии как к референтной группе.
В докладе также сделана попытка сравнить образ типичного аристократа в газетах консервативной и либеральной направленности.