Автобиографический рассказ в структуре современного романа: нарратор и интерпретатор
Татьяна Игоревна Попова
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
198
2019-03-19
14:20 -
14:35
Ключевые слова, аннотация
Автобиографический рассказ, нарратор, интерпретатор.
Тезисы
Современные романы
достаточно часто включают в структуру текста документальные автобиографические
истории (роман Михаила Шишкина «Венерин волос», романы Светланы
Алексиевич). В данном докладе речь пойдет о романе Антона Понизовского «Обращение
в слух» (2013). В основе романа лежат житейские истории реальных людей, специально
записанные автором на рынке, и их интерпретация героями романа (протагонистами —
Федором и Дмитрием Всеволодовичем). Уже сама композиция романа представляет
интерес для лингвистической интерпретации событий, представленных в
коммуникативном и нарративном режимах.
Целью доклада является выявление линейных
и нелинейных механизмов преображения документального рассказа в часть
художественного текста. Одним из линейных приемов включения является
полемический повтор чужого слова, которое многократно преобразуется в речи
интерпретаторов — героев романа, трактующих его смысл в рамках собственных ценностных
координат.
К нелинейным приемам включения автобиографического
рассказа в смысловую структуру романа можно отнести композиционное строение
романа, основанное на
чередовании глав-житейских историй («Рассказ незаконорожденной», «Рассказ о
матери», «Рассказ об экстравагантом прыжке» и т. д.) и глав-интерпретаций («Тунезейский
квартет», «Пошло», «Заточка и кувыркучесть», «Жечки и мучики»), и названия глав,
проявляющих общий авторский замысел и дающих ключ к интерпретации текста в
контекст культуры.