Дневники-мемуары Е. Шварца: в поисках жанра
Елизавета Ильинична Исаева
Докладчик
доцент
Театральный институт имени Бориса Щукина
Театральный институт имени Бориса Щукина
171
2019-03-23
12:10 -
12:30
Ключевые слова, аннотация
Дневники, мемуары, жанровая определенность, принципы повествования. метод отбора.
Тезисы
Дневники-мемуары Евгения Шварца еще не становились предметом разноплановых литературоведческих исследований. Не предназначаясь изначально для печати, его записи не имели той эстетической законченности и жанровой определенности, которые характеризуют мемуаристику его современников. Однако «Ме» Шварца (ироническое определение автора) в процессе создания обрели художественное единство, в котором заложены свои закономерности. Их анализ и составляет содержание доклада. Выделена главная черта, определяющая своеобразие «Ме», — сочетание принципов повествования, характеризующих дневник (синхронность) и собственно воспоминаний (ретроспективность). В результате возникло пересечение двух временных планов, обусловившие авторское понимание соотношения времени и личности. Соположение в одном повествовании двух ракурсов стало основой самой концепции мемуаров Шварца: людей «я … рассматриваю по мере сил подробно и точно, словно явление природы». Как следствие такого подхода может рассматриваться выделенная из дневников-мемуаров «Телефонная книжка» — форма, отрицающая сам метод отбора материала в зависимости от его исторического и социального масштаба. Дневники-мемуары исследуются, таким образом, и как нарушение существовавшего жанрового канона, и как поиск нового единства.