Эволюция героя Уве Тимма (Человек под колесом истории)
Нина Николаевна Новикова
Докладчик
доцент
Московский государственный институт (университет) международных отношений МИД России
Московский государственный институт (университет) международных отношений МИД России
201
2019-03-25
16:50 -
17:10
Ключевые слова, аннотация
Уве
Тимм (Uwe Timm),
современная немецкая литература, тема «шестидесятых», военная тема,
герой-рассказчик.
Тезисы
В докладе рассматривается эволюция образа героя в творчестве одного из наиболее
значимых немецких писателей современности — Уве Тимма от его дебюта в жанре
прозы — романа «Жаркое лето» («Heißer Sommer»)
(1978) до литературной сенсации 2017 — романа «Икария» («Die Ikarien»).
В центре творческого интереса писателя — судьба человека в крутых виражах истории Германии XX в. Произведения Тимма автобиографичны, события истории представлены через
призму личного переживания. Он всегда заявлял о своей политической ангажированности
и никогда не отступал от этой позиции, хотя трактовка событий меняется от книги
к книге. Исторические темы писателя:
вторая мировая война, студенческий бунт шестидесятых и его последующее
переосмысление.
Образ
героя-рассказчика претерпевает изменения в разные периоды творчества автора,
вместе с ним изменяются и стилистические средства изображения. Представляется
важным проследить эту эволюцию.
Вводная
часть доклада посвящена произведениям о шестидесятых, образующих тематическое и
стилистическое единство: «Горячее лето», «Бегство Кербеля» («Kerbels Flucht») (1980), и более поздняя
автобиографическая книга «Друг и чужой» («Der Freund und der Fremde») (2005), а также романа «Красное»
(«Rot»)
(2001).
Военная
тема — сквозная тема у Тимма, она возникает в воспоминаниях героев, в новеллах,
включенных в романы, (как история шкафа в романе «Красное»), это тема лучшего,
по оценкам критики, романа «На примере брата» («Am Beispiel meines Bruders») (2003).
Основная
часть доклада — исследование поздних произведений Тимма: романов «Полутени»
(2008) и «Икария» (2017). Первый — своего
рода литературный коллаж, где автор представляет героев и преступников трех
веков немецкой истории. Тема второго — истоки и практика нацистской расовой
теории. Именно в этих произведениях изменения в художественной трактовке исторических
событий наиболее очевидны, а образ героя приобретает новое качество.