Жанровое своеобразие современного шотландского романа
Ольга Владимировна Войцеховская
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
201
2019-03-22
18:30 -
19:00
Ключевые слова, аннотация
Шотландская литература, Шотландское Возрождение, жанровое своеобразие, «Эдинбургский» роман, «Glasgow Novel».
Тезисы
Жанровое своеобразие современного
шотландского романа.
Последние
десятилетия XX в. — начала XXI в. в литературной критике принято называть третьим
шотландским Возрождением или новым Возрождением. Шотландская литература, освободившись
от английского влияния, переживала (пик пришелся на 80–90-е гг.) и продолжает
переживать явный расцвет, что не могло не отразиться на жанровых изменениях. В
первую очередь это касается шотландского романа. Среди жанровых разновидностей
на современном литературном пространстве Шотландии можно выделить «криминальный
роман», «новый исторический роман» и ряд других. Широкое поле для исследования
представляет собой шотландский «урбанистический роман», не просто местом
действия, но и полноценным персонажем которого является город.
Особого внимания в данном контексте заслуживает жанр «глазгианский роман» (Glasgow Novel), претерпевший значительные трансформации на протяжении свой истории. Данный термин был введен Мойрой Берджесс в 1970-х гг. для описания «романа, сюжет которого полностью или частично разворачивается в Глазго (или в вымышленном пространстве, напоминающем Глазго), или который передает истинную картину жизни, характера и атмосферы города». Устойчивый рост романов о жизни Глазго приходится на начало XIX в. Традиционно считается, что истоки данной жанровой разновидности берут свое начало в романах Вальтера Скотта (например, романы «Уэверли», «Роб Рой»), однако называть «отцом» «глазгианского романа» следует Джона Голта. Именно он впервые воплотил в своих произведениях черты «городского мира», впоследствие заимствованные и современными авторами. Целью исследования является проследить отличительные особенности поэтики и жанровые модификации «глазгианского романа» с начала XIX в., когда Глазго только начинал завоевывать свои позиции как главный промышленный центр страны, и до современности на материале романов таких авторов, как Джеймс Келман, Йен Рэнкин, Луиза Уэлш и некоторых других. Перспективным видится и поиск параллелей между «глазгианским» и «эдинбургским» романом. Эдинбург, невзирая на свой статус географической и культурной столицы, тем не менее пока не «заслужил» соответствующего термина в шотландском литературоведении, однако достаточно ярко представлен в современном романе, встречаясь, например, в произведениях Ирвина Уэлша.
Особого внимания в данном контексте заслуживает жанр «глазгианский роман» (Glasgow Novel), претерпевший значительные трансформации на протяжении свой истории. Данный термин был введен Мойрой Берджесс в 1970-х гг. для описания «романа, сюжет которого полностью или частично разворачивается в Глазго (или в вымышленном пространстве, напоминающем Глазго), или который передает истинную картину жизни, характера и атмосферы города». Устойчивый рост романов о жизни Глазго приходится на начало XIX в. Традиционно считается, что истоки данной жанровой разновидности берут свое начало в романах Вальтера Скотта (например, романы «Уэверли», «Роб Рой»), однако называть «отцом» «глазгианского романа» следует Джона Голта. Именно он впервые воплотил в своих произведениях черты «городского мира», впоследствие заимствованные и современными авторами. Целью исследования является проследить отличительные особенности поэтики и жанровые модификации «глазгианского романа» с начала XIX в., когда Глазго только начинал завоевывать свои позиции как главный промышленный центр страны, и до современности на материале романов таких авторов, как Джеймс Келман, Йен Рэнкин, Луиза Уэлш и некоторых других. Перспективным видится и поиск параллелей между «глазгианским» и «эдинбургским» романом. Эдинбург, невзирая на свой статус географической и культурной столицы, тем не менее пока не «заслужил» соответствующего термина в шотландском литературоведении, однако достаточно ярко представлен в современном романе, встречаясь, например, в произведениях Ирвина Уэлша.