Семантика, семиотика и теория истинности у Дионисия Ареопагита
Оксана Юрьевна Гончарко
Докладчик
научный сотрудник
Русская христианская гуманитарная академия
Русская христианская гуманитарная академия
Дмитрий Николаевич Гончарко
Докладчик
научный сотрудник
Русская христианская гуманитарная академия
Русская христианская гуманитарная академия
Греческий институт
2019-03-19
16:30 -
16:55
Ключевые слова, аннотация
Дионисий Ареопагит, метафора, символ, теория истинности, история логики в Византии.
Тезисы
В докладе предлагается проиллюстрировать примерами из корпуса текстов, приписываемых Дионисию Ареопагиту (Corpus Areopagiticum), что некоторые идеи, содержащиеся в них, могут быть интерпретированы и
реконструированы как семантическая теория истинности, основанная на
отношении подобия, которая оказала огромное влияние на развернувшиеся христологические споры периода Второго иконоборчества в Византии VIII–IX вв., а также их русскую рецепцию в XV–XVI вв.
Можно утверждать, что теория значения Дионисия Ареопагита изложена в трактате «О божественных именах» (Περὶ Θείων Ὀνομάτων) и представляет собой, с точки зрения В. М. Лурье, «одну из наиболее радикальных форм семантического экстернализма» [В. М. Лурье. Философия Дионисия Ареопагита: Теория значения // Einai. T. 3 (1/2), 2014. C. 384]. В общих словах необходимо отметить, что божественные имена функционируют не только как знаки, но имеют помимо «пассивного обозначения» еще некоторые функции, которые не укладываются в классическую теорию денотации, а предполагают некоторое расширение ее выразительных возможностей. Согласно той семиотической теории, которая могла бы быть построена на основе идей Дионисия Ареопагита, речь и ее основные функции (именование и обозначение) не могут пониматься только как результат процессов внутри самого языка, но отсылают за пределы оного, однако не только к означаемым предметам, а в том числе к их онтологической сущности (творческая функция языка).
В докладе механизм работы подобной теории значения предлагается проиллюстрировать на примере функционирования метафоры как особого случая использования речи, в рамках которого означающее и означаемое связаны не только напрямую, но и посредством еще одного значения, которое вносит коррективы в семантический треугольник Г. Фреге и предполагает его расширение. Божественные имена, в этом смысле, «это далеко не только имена, известные из Библии и рассматриваемые в подробностях на протяжении большинства глав трактата. Напротив, имена вообще всего являются также и божественными именами. Дионисий особо уточняет, что даже имя несуществования, μὴ ὄν, не составляет исключения — оно тоже одно из имен Божиих» [Там же. С. 382.].
Исследование выполняется
при поддержке Российского научного фонда в рамках проекта №
18-78-10051 «Византийский фактор в
формировании русской логической традиции».