Речь в социальной сети: социопсихическая обусловленность употребления лексики
Елизавета Сергеевна Руденко
Докладчик
магистрант 1 курса
Пермский государственный национальный исследовательский университет
Пермский государственный национальный исследовательский университет
Елена Валентиновна Ерофеева
Докладчик
Пермский государственный национальный исследовательский университет
198
2019-03-20
16:10 -
16:40
Ключевые слова, аннотация
Социальная
сеть, речь, лексика, социопсихическая обусловленность, русский язык.
Тезисы
В докладе будет
представлена часть работы по проекту «Social Network Analysis», направленному на
изучение социопсихической обусловленности речи в социальной сети «ВКонтакте». Интерес
к языку интернета обусловлен характером этого языка, который рассматривается
исследователями как вариант функционирования разговорной речи в письменной форме [Лутовинова 2008]. Поскольку разговорная речь насыщена нелитературными лексическими компонентами —
жаргонизмами, просторечиями, бранными словами и др., представляется
актуальным рассмотреть язык интернета в аспекте функционирования в нем различных
лексических пластов. С другой стороны, известно, что использование лексики
определенных слоев обусловлено как социальными, так и психологическими
параметрами личности [Ерофеева Т. И. 2009]. Предметом анализа в докладе является использование единиц различных лексических
пластов — разговорной, просторечной,
жаргонной, бранной лексики, а также фразеологизмов, окказионализмов и поэтизмов — в открытых постах пользователей в социальной
сети «ВКонтакте» и их обусловленность социальными и психологическими
характеристиками.
Материалом исследования стали 19 162 реплики (открытые комментарии к постам) 340 пользователей социальной сети «ВКонтакте». Реплики автоматизировано собраны в социальной сети «ВКонтакте». Все пользователи, реплики которых были включены в материал исследования, добровольно проходили психологическое тестирование по опроснику BFI, адаптированному для российского контекста [Щебетенко 2013], кроме того, из профилей пользователей была извлечена информация об их поле. Обработка материала осуществлялись в информационной системе «Семограф» — открытой веб-платформе для анализа текстов в сетевой среде.
Анализ частоты употребления пользователем единиц различных лексических пластов показал, что из рассмотренных лексических единиц чаще всего в открытых постах в социальной сети пользователи обращаются к жаргонизмам, чуть реже к просторечной и разговорной лексике. Бранная лексика также встречается довольно часто: наиболее частотную группу составляют эвфемизмы брани, собственно обсценная лексика встречается реже. Употребление практически всех лексических пластов обусловлено социопсихическими характеристиками респондентов. При этом некоторые пласты лексики используются преимущественно определенными психотипами, однако у мужчин и женщин психотипы не совпадают. Например, использование и обсценной лексики, и грубых слов, и эвфемизмов брани характерно для мужчин с разнообразными чертами психики, в то время как употребление обсценной лексики характерно только для женщин с ярко выраженной интроверсией, враждебностью и нейротизмом, т. е. определенного психотипа.
Материалом исследования стали 19 162 реплики (открытые комментарии к постам) 340 пользователей социальной сети «ВКонтакте». Реплики автоматизировано собраны в социальной сети «ВКонтакте». Все пользователи, реплики которых были включены в материал исследования, добровольно проходили психологическое тестирование по опроснику BFI, адаптированному для российского контекста [Щебетенко 2013], кроме того, из профилей пользователей была извлечена информация об их поле. Обработка материала осуществлялись в информационной системе «Семограф» — открытой веб-платформе для анализа текстов в сетевой среде.
Анализ частоты употребления пользователем единиц различных лексических пластов показал, что из рассмотренных лексических единиц чаще всего в открытых постах в социальной сети пользователи обращаются к жаргонизмам, чуть реже к просторечной и разговорной лексике. Бранная лексика также встречается довольно часто: наиболее частотную группу составляют эвфемизмы брани, собственно обсценная лексика встречается реже. Употребление практически всех лексических пластов обусловлено социопсихическими характеристиками респондентов. При этом некоторые пласты лексики используются преимущественно определенными психотипами, однако у мужчин и женщин психотипы не совпадают. Например, использование и обсценной лексики, и грубых слов, и эвфемизмов брани характерно для мужчин с разнообразными чертами психики, в то время как употребление обсценной лексики характерно только для женщин с ярко выраженной интроверсией, враждебностью и нейротизмом, т. е. определенного психотипа.