Функция сказки «Золушка» в художественной структуре романов К. Воннегута «Мать тьма» и «Бойня номер пять»
Любовь Владимировна Баскова
Докладчик
аспирант
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
201
2019-03-22
14:50 -
15:20
Ключевые слова, аннотация
Сказка, художественная структура, ирония, пародия, миф.
Тезисы
Тема сказки неоднократно возникает в романах К. Воннегута, это сознательный авторский ход. В 1947 г. будущий писатель представил к защите диссертацию, посвященную литературным сказкам. Выводы, к которым он пришел в исследовании, весьма схожи с выводами В. Я. Проппа в «Морфологии волшебной сказки». Кроме того, Воннегут связывал «Золушку» с мифом о сотворении человека.
«Золушка» встроена в романы «Мать тьма» и «Бойня номер пять» сразу на нескольких уровнях художественной структуры: персонажном, сюжетно-композиционном, на уровне мотивов и отдельных деталей.
В произведениях появляются образы Золушки и Феи-крестной, причем они не вводятся в число персонажей как самостоятельные единицы, но являются одним из вариантов существования уже имеющихся героев. Так, Говард У. Кэмпбелл («Мать тьма») и Билли Пилигрим («Бойня номер пять») добровольно принимают на себя роль Золушки.
Воннегут отдает женские роли мужским персонажам, что помогает ему раскрыть содержание сказки в пародийном ключе и подчеркнуть разрыв между условностью литературного сюжета и военной действительностью. Но по мнению Э. Пендлтон («Cinderella Imagery in the Fiction of Kurt Vonnegut») сказочный канон может быть применен для характеристики и женских персонажей.
Объединяющей для двух романов является сцена принятия героем роли Золушки. В романе «Мать тьма» она является сюжетообразующей, но решена достаточно просто — герои (Говард Кэмпбелл и Фрэнк Виртанен) встречаются и заключают соглашение, а образы Золушки и Феи-крестной вводятся в авторском комментарии.
В романе «Бойня номер пять» аналогичная сцена также является одной из ключевых точек сюжета. Здесь она решена более сложно и интересно: вначале автор вводит фрагменты сказки «Золушка» в качестве вставной конструкции в одну из глав, затем Билли Пилигрим находит сказочный атрибут («туфельки» — сапоги, выкрашенные серебряной краской) и принимает на себя роль Золушки.
При этом появление нового персонажа может быть соотнесено с мифом о сотворении человека.
Сказочные превращения происходят в романах как с героями, так и с предметами, например, любовный роман Кэмпбелла «Государство двоих» превращается в порнографическое издание.
В романах получают воплощение такие мотивы «Золушки», как мотив переодевания, обмана, разоблачения и мотив поиска возлюбленной. Они особенно важны в романе «Мать тьма», где каждый из персонажей обладает двойной (по мнению Дж. Клинковица — тройной) идентичностью.
Таким образом, сказка «Золушка» функционирует в художественной структуре романов К. Воннегута на нескольких уровнях.
Раскрытие традиционно женского сказочного сюжета через мужские образы придает текстам иронический, пародийный характер.
Введение заведомо условного сказочного материала помогает автору подчеркнуть условность текста и невозможность отличить правду от вымысла.
«Золушка» встроена в романы «Мать тьма» и «Бойня номер пять» сразу на нескольких уровнях художественной структуры: персонажном, сюжетно-композиционном, на уровне мотивов и отдельных деталей.
В произведениях появляются образы Золушки и Феи-крестной, причем они не вводятся в число персонажей как самостоятельные единицы, но являются одним из вариантов существования уже имеющихся героев. Так, Говард У. Кэмпбелл («Мать тьма») и Билли Пилигрим («Бойня номер пять») добровольно принимают на себя роль Золушки.
Воннегут отдает женские роли мужским персонажам, что помогает ему раскрыть содержание сказки в пародийном ключе и подчеркнуть разрыв между условностью литературного сюжета и военной действительностью. Но по мнению Э. Пендлтон («Cinderella Imagery in the Fiction of Kurt Vonnegut») сказочный канон может быть применен для характеристики и женских персонажей.
Объединяющей для двух романов является сцена принятия героем роли Золушки. В романе «Мать тьма» она является сюжетообразующей, но решена достаточно просто — герои (Говард Кэмпбелл и Фрэнк Виртанен) встречаются и заключают соглашение, а образы Золушки и Феи-крестной вводятся в авторском комментарии.
В романе «Бойня номер пять» аналогичная сцена также является одной из ключевых точек сюжета. Здесь она решена более сложно и интересно: вначале автор вводит фрагменты сказки «Золушка» в качестве вставной конструкции в одну из глав, затем Билли Пилигрим находит сказочный атрибут («туфельки» — сапоги, выкрашенные серебряной краской) и принимает на себя роль Золушки.
При этом появление нового персонажа может быть соотнесено с мифом о сотворении человека.
Сказочные превращения происходят в романах как с героями, так и с предметами, например, любовный роман Кэмпбелла «Государство двоих» превращается в порнографическое издание.
В романах получают воплощение такие мотивы «Золушки», как мотив переодевания, обмана, разоблачения и мотив поиска возлюбленной. Они особенно важны в романе «Мать тьма», где каждый из персонажей обладает двойной (по мнению Дж. Клинковица — тройной) идентичностью.
Таким образом, сказка «Золушка» функционирует в художественной структуре романов К. Воннегута на нескольких уровнях.
Раскрытие традиционно женского сказочного сюжета через мужские образы придает текстам иронический, пародийный характер.
Введение заведомо условного сказочного материала помогает автору подчеркнуть условность текста и невозможность отличить правду от вымысла.