XLVIII Международная филологическая научная конференция

Иван Михайлович Ять: свой или чужой на пиршестве жизни (на материале пьесы А. П. Чехова «Свадьба»)

Евгения Николаевна Морозова
Докладчик
аспирант
Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

188
2019-03-20
17:50 - 18:10

Ключевые слова, аннотация

А. П. Чехов, драматургия, Ять, образ, мифопоэтика.

Тезисы

Как новаторскую черту чеховской драматургии ученые отмечают использование писателем принципиально новых приемов создания характеров. Отказываясь от прямолинейного изображения человека, А. П. Чехов выводит в качестве действующих лиц «обыкновеннейших» людей, совсем «не героев», которых нельзя интерпретировать однозначно. Образ телеграфиста Ивана Михайловича Ятя из пьесы «Свадьба» — один из наиболее противоречивых в одноактной драматургии писателя. Сложность персонажа обусловлена ситуацией выбора между тремя условно выделенными нами группами действующих в пьесе лиц, выражающими различные взгляды на мир и место человека в нем: «обыватели» (Жигаловы), «прогрессисты» (Апломбов, Нюнин), «жертвы» (Ревунов-Караулов, Дымба). «Говорящие» имя и фамилия Ятя рассматриваются в мифологическом, историческом, лингвокультурологическом аспектах, получающих в пьесе большую смысловую нагрузку. Имя и фамилия указывают на широкий кругозор, сердечность, искренность, преобладание во внутреннем мире героя светлого начала, предоставляя Ивану Михайловичу все шансы для того, чтобы, выбрав из предложенных вариантов верный путь, встать на защиту истинных ценностей. А сакральный аспект антропонима переносит смысл с бытового на бытийный уровень. Развитие драматического действия свидетельствует о том, что Ять не смог реализовать заложенные в себе таланты, не проявил достаточной решимости в отстаивании собственного человеческого достоинства: если Ревунов-Караулов уходит, не в силах стерпеть нанесенную обиду, то Ять остается за праздничным столом. Важная чеховская концепция «выдавливания из себя по каплям раба» не воплощается. Поведение героя убеждает нас в том, что в конечном счете «цивилизованное хамство» перетянет его на свою сторону, превратив в «одного из многих» присутствующих на свадебном пиршестве.