Кванторные местоимения всеобщности в речи детей
Софья Викторовна Краснощекова
Докладчик
научный сотрудник
Институт лингвистических исследований РАН
Институт лингвистических исследований РАН
184
2019-03-21
14:50 -
15:20
Ключевые слова, аннотация
Детская речь, освоение первого языка, онтолингвистика, местоимения, местоимения всеобщности, кванторные местоимения.
Тезисы
В русском языке макроразряд
кванторных местоимений включает в себя в том числе разряд так называемых
определительных местоимений, который в свою очередь содержит несколько групп
местоименных лексем с разными значениями. Одну из таких групп составляют
местоимения всеобщности: весь (и
однокоренные местоименные наречия), всякий,
каждый, любой. Целью данного исследования является описать в первом приближении
функционирование местоимений всеобщности в речи русскоязычных детей. В качестве
материала были использованы расшифровки записей речи 6 детей в возрасте от 1,5
до 4 лет.
Анализ материала позволил
выяснить, что до 4 лет дети не используют местоимения каждый и любой, однако
активно оперируют корнем весь. Формы все и всё являются первыми по времени появления и наиболее частотными в
речи детей. Весь возникает в активном
лексиконе ребенка в возрасте примерно 2 лет (от 1,8 до 2,1), у некоторых детей
— еще на этапе двусловных высказываний, то есть относится к самым ранним
местоимениям наряду с это. Одиночное всё на ранних этапах использования
выражает в основном отрицательное значение, «конец», «больше ничего»: Р: Шапку. — В.: Что еще? — Р.: Всё [Филипп, 1,9]. Ядерное значение
всеобщности осваивается на несколько месяцев позже — с развитием
морфологического аппарата и возникновением адъективного весь: Все конвертики [Лиза,
2,1].
Местоимение-прилагательное всякий начинает использоваться почти на
год позже: от 2,8 до 2,11. Основное значение в детской речи можно определить
как «разнообразный»: Положи тарелки
всякие [Ваня, 2,9]. Значение «произвольный объект множества», сближающее
местоимения всякий, каждый и любой, в нашем материале не обнаружено.
Местоименное значение
всеобщности, таким образом, осваивается детьми на базе корня весь в возрасте 2–3 лет, однако
кванторное значение свободного выбора, вероятно, возникает после 4 лет.