Особенности поэтического творчества Исмо Аланко и его литературные источники
Елена Григорьевна Сойни
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
199
2019-03-18
14:20 -
14:40
Ключевые слова, аннотация
Исмо Аланко, рок-поэзия Финляндии, реминисценции, калевальский размер, сентиментальность, злободневность.
Тезисы
Исмо
Аланко — исполнитель и автор стихотворений к песням для рок-групп. Лирика Исмо
Аланко исключительно самобытна практически лишена каких-либо сторонних влияний.
Она патриотична, в своем творчестве Аланко пользуется только финским языком, возрождая
образы из финской мифологии и литературы.
В 1990-х гг. поэт не чуждался гражданской
тематики, создав достаточно критичный образ Финляндии в стихотворении «Kun
Suomi putos puusta» (Когда Финляндия упала с дерева), лютеранской страны, насыщенной
следами маркетинга, но знающей свою литературу: «Suo,kaukka ja Jussi» (Болото, мотыга и Юсси). Это слова
из знаменитого романа Вяйне Линны «Здесь под северной звездой», знакомого каждому
финну. Характеризуя Финляндию, Аланко в одной строфе
соединяет фразу Линны с именем Мартина Лютера и названием полиэтиленового
пакета: «Martti Luther ja muovipussi» (Мартин Лютер и полиэтиленовый
пакет).
Традиционный облик финской современной
архитектуры, серые здания в стекле и металле, тяжелое серое северное небо — находят
свое отражение в стихотворении «Harmaa
on hyvä väri» (Серый — хороший цвет). Аланко, видит
в сером цвете безмятежность и красоту, Здесь
заметно художническое чутье Аланко и обнаруживается связь с русской культурой,
с именем Исаака Левитана, негативно описавшего Финляндию как царство серого цвета: «Серая вода и серые
люди, серая жизнь… не нужно ничего!» Аланко, явно знает о словах Левитана, но
вступает в полемику с художником, доказывая, что в сером много оттенков и
радости. Истина остается на стороне Аланко. Возможно, Левитан согласился бы с
поэтом, оставляющим человеку надежду и вселяющим в людей оптимизм. С серым
ассоциировал природу и народ Финляндии один из лидеров экспрессионизма Ууно Кайлас.
Но у Кайласа серый цвет — явно плохой, безжизненный, Аланко, напротив,
различает в сером всевозможные позитивные знаки жизни.
Почти
каждое стихотворение Аланко хоть частично затрагивает темы Финляндии и природы Севера.
Для его стихотворений характерны мифологические образы, описание иррациональных
состояний лирического героя, фантастические пейзажи.
Поэт
переносится в Лапландию, описывая переливы холодных рек Севера, где плавает серебристая
Луноглазка: «kuusilmä
pohjoisesta». Луноглазка — многозначный
образ, не сразу поддающийся толкованию. Здесь прослеживается мотив превращения
в рыбу девушки, характерный для финских и карельских эпических песен, знакомый
нам по «Калевале» и поэзии Эйно Лейно. Кuusilmä может обозначать и лунный свет, и девушку с сияющими глазами.
Серьезные мировоззренческие проблемы Аланко
осмысливает с поэтическим изяществом, силой поэтического слова снимая
противоречие между религиозным и обыденным, рациональным и иррациональным. Образованность и простота делают его творчество любимым финскими читателями и слушателями.