Героини романа Мэри Шелли «Лодор»: два варианта мифа о Еве
Ирина Николаевна Павлова
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
190
2019-03-23
13:20 -
13:40
Ключевые слова, аннотация
Мэри Шелли, Ева, мифология, Мэри Уоллстонкрафт, женщины.
Тезисы
Роман «Лодор» («Lodore»,1835)
относится ко второму периоду творчества М. Шелли (1797–1851, Shelley), и является новым этапом философской,
мифологической и эстетической системы писательницы.
Для этого романа, как и для более ранних ее произведений, прецедентным текстом является «Потерянный рай» («Paradise Lost») Дж. Мильтона (1608–1674, Milton). Шелли часто перерабатывала сюжеты мифов. В ранних романах писательница обращалась к мифам о творении, грехопадении и разрушении мира, и трактовала их пессимистически. «Лодор» является интерпретацией мифа о Еве и становится первым романом Шелли со счастливым концом. Обе героини, Корнелия и Этель, по-разному воплощают историю Евы. Корнелия — «павшая» Ева, которая искупает свою вину и обретает утраченную гармонию. Этель — Ева, не совершившая грехопадения, дарящая свет и радость всем, кто ее окружает.
Кроме мифологической составляющей, в романе присутствуют социальные размышления о воспитании женщины и ее жизни в обществе. Шелли обращается к работам своей матери М. Уоллстонкрафт (1759–1797, Wollstonecraft), одной из основоположниц движения за равноправие женщин. Миф о Еве иронически переосмысляется, и повествование приобретает даже сатирический оттенок благодаря использованию приемов массовой литературы: романов о великосветском обществе и новелл из периодических изданий для дамского чтения. Вместе с тем образ Этель в свою очередь мог повлиять на зарождающуюся викторианскую концепцию идеальной женщины как безупречной супруги и хозяйки дома.
Для этого романа, как и для более ранних ее произведений, прецедентным текстом является «Потерянный рай» («Paradise Lost») Дж. Мильтона (1608–1674, Milton). Шелли часто перерабатывала сюжеты мифов. В ранних романах писательница обращалась к мифам о творении, грехопадении и разрушении мира, и трактовала их пессимистически. «Лодор» является интерпретацией мифа о Еве и становится первым романом Шелли со счастливым концом. Обе героини, Корнелия и Этель, по-разному воплощают историю Евы. Корнелия — «павшая» Ева, которая искупает свою вину и обретает утраченную гармонию. Этель — Ева, не совершившая грехопадения, дарящая свет и радость всем, кто ее окружает.
Кроме мифологической составляющей, в романе присутствуют социальные размышления о воспитании женщины и ее жизни в обществе. Шелли обращается к работам своей матери М. Уоллстонкрафт (1759–1797, Wollstonecraft), одной из основоположниц движения за равноправие женщин. Миф о Еве иронически переосмысляется, и повествование приобретает даже сатирический оттенок благодаря использованию приемов массовой литературы: романов о великосветском обществе и новелл из периодических изданий для дамского чтения. Вместе с тем образ Этель в свою очередь мог повлиять на зарождающуюся викторианскую концепцию идеальной женщины как безупречной супруги и хозяйки дома.