Особенности дихотомии демиург/трикстер (культурный герой/трикстер) в тетралогии Дэна Симмонса «Песни Гипериона»
Юлия Павловна Хорошевская
Докладчик
доцент
Ростовский государственный университет путей сообщения
Ростовский государственный университет путей сообщения
190
2019-03-23
18:00 -
18:20
Ключевые слова, аннотация
Миф, архетип, герой, трикстер, фантастическое, Симмонс, «Песни Гипериона».
Тезисы
Архетип героя теснейшим образом связан с архетипом антигероя (трикстера). Главное медиирующее воздействие архаический трикстер оказывает в оппозиции космос/хаос. Он способен вступать в области хаоса и извлекать оттуда альтернативные возможности для обустройства космоса. Трикстер осуществляет необходимую медиацию между упорядоченным и неупорядоченным. Нарушая установленные запреты, он, тем самым, способствует движению мира, смене культурных парадигм.
Черты архаического трикстера в тетралогии Дэна Симмонса «Песни Гипериона» (1989–1997) присущи поэту, пророку, чревоугоднику и богохульнику Мартину Силену. Он — фигура одновременно комическая и трагическая, склонен и к самоосмеянию, и к самопожертвованию. Трикстерная природа Силена ярко проявляется в двух очень важных для событий тетралогии оппозициях: Силен/Печальный Король Билли (где Билли выступает в роли демиурга, а Силен — его темного двойника, призывающего в мир силы хаоса), Силен/полковник Федман Кассад (где Силен — дурашливый шут-трикстер, а полковник Кассад наделен чертами героя-борца с хаосом).
Образ Короля Билли гротескно пародийный. Это комично неуклюжий, до абсурдного рассеянный человек с безвольным профилем. Покровитель искусств — он начисто лишен художественного вкуса и музыкального слуха. Мечтая создать идеальный город творцов, Билли основывает колонию на планете Гиперион, находящейся за пределами обжитого человеком пространства, в областях Хаоса. Наделенный чертами архаического трикстера, Силен сам — демиург, но рядом с Билли он — демиург темный. Создавая поэму о Гиперионе, Силен призывает Шрайка — хтонического монстра, существующего вне времени. Шрайк разрушает город и убивает Билли, пытавшегося сжечь поэму.
Архаический трикстер сам наполовину хаотичен, поэтому Силен не может одолеть призванное им чудовище, — и в тетралогии появляется Герой — полковник Федман Кассад. История полковника — это история человека, который не может позволить себе потерпеть поражение, независимо от того, насколько силен его противник. В тетралогии упоминается, что Шрайк был создан в будущем как модифицированный механический клон Кассада и отправлен в прошлое богами Техно-Центра. Сражаясь со Шрайком, полковник не просто пытается одолеть хтонического монстра, в символическом плане он убивает самого себя, все темное, что таится в его душе.
Черты архаического трикстера в тетралогии Дэна Симмонса «Песни Гипериона» (1989–1997) присущи поэту, пророку, чревоугоднику и богохульнику Мартину Силену. Он — фигура одновременно комическая и трагическая, склонен и к самоосмеянию, и к самопожертвованию. Трикстерная природа Силена ярко проявляется в двух очень важных для событий тетралогии оппозициях: Силен/Печальный Король Билли (где Билли выступает в роли демиурга, а Силен — его темного двойника, призывающего в мир силы хаоса), Силен/полковник Федман Кассад (где Силен — дурашливый шут-трикстер, а полковник Кассад наделен чертами героя-борца с хаосом).
Образ Короля Билли гротескно пародийный. Это комично неуклюжий, до абсурдного рассеянный человек с безвольным профилем. Покровитель искусств — он начисто лишен художественного вкуса и музыкального слуха. Мечтая создать идеальный город творцов, Билли основывает колонию на планете Гиперион, находящейся за пределами обжитого человеком пространства, в областях Хаоса. Наделенный чертами архаического трикстера, Силен сам — демиург, но рядом с Билли он — демиург темный. Создавая поэму о Гиперионе, Силен призывает Шрайка — хтонического монстра, существующего вне времени. Шрайк разрушает город и убивает Билли, пытавшегося сжечь поэму.
Архаический трикстер сам наполовину хаотичен, поэтому Силен не может одолеть призванное им чудовище, — и в тетралогии появляется Герой — полковник Федман Кассад. История полковника — это история человека, который не может позволить себе потерпеть поражение, независимо от того, насколько силен его противник. В тетралогии упоминается, что Шрайк был создан в будущем как модифицированный механический клон Кассада и отправлен в прошлое богами Техно-Центра. Сражаясь со Шрайком, полковник не просто пытается одолеть хтонического монстра, в символическом плане он убивает самого себя, все темное, что таится в его душе.