XLVIII Международная филологическая научная конференция

Жизнь эмигранта как особая форма духовного состояния (на материалах произведений Гайто Газданова)

Дария Алексеевна Шмаринова
Докладчик
старший преподаватель
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

241
2019-03-22
16:40 - 17:00

Ключевые слова, аннотация

Гайто Газданов, эмигрантская литература, Париж, понятие «жизнь», мировоззрение, социокультурная адаптация.

Тезисы

В своих произведениях Г. Газданов часто обращается к понятию жизнь, которое является основополагающим в его творчестве. Через данное понятие раскрывается наиболее характерные черты культурологических особенностей мировосприятия эмигрантов. Восприятие отражения жизни проявляется в мыслях главных героев, их монологах/диалогах, носящих характер как бытовых, так и философских размышлений. Одной из первостепенных проблем эмиграции стало неизбежное ощущение одиночества и потери. Необходимость адаптироваться в чужой культуре была по своей сути трагична. Возникновение лакун становится лишь следствием вынужденного вытеснения первичного культурного пласта. В творчестве Г. Газданова прослеживается мотив жизненного несовершенства. Писатель многократно отмечает, что жизнь эмигранта не может быть идеальной, поскольку по своей природе человек стремится создать лишь иллюзию совершенства. Осознание невозможности добиться совершенства и понимание его утраты привносят в эмигрантскую культуру чувство безысходности бытия. Газданов склонен воспринимать парижскую жизнь своего героя как совокупность нескольких жизней, разделяя ее биографические и потенциальные аспекты. При этом автор подчеркивает взаимосвязь внешнего и внутреннего начала. Внутренняя природа человеческой жизни, которая была раскрыта родной культурой и востребована в первоначальных условиях жизни, теряет всякое значение и ценность при столкновении с новыми культурологическими реалиями. Объективная действительность представлена автором опосредованно, через сознание и переживание субъекта, а также посредством анализа его интеллектуально-чувственной деятельности. Читателю показан мир героя-эмигранта, чья мысль и воля интенциональны, направлены на объект, вбирают его в себя, становясь неотделимыми от данной действительности.