«Злой граф»: к истории одного литературного типажа
Анастасия Андреевна Липинская
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
190
2019-03-23
14:00 -
14:20
Ключевые слова, аннотация
Готическая новелла, готический роман, персонаж, жанр.
Тезисы
Британская готическая новелла второй
половины XIX —
начала ХХ в. отчасти является наследницей готического романа. Она
компактна и предполагает несколько иную картину мира (вторжение
сверхъестественного в жизнь обычных людей, потенциальная множественность
интерпретаций и т. д.), однако наследует от своего «предшественника» не только
интерес к миру страшного, но и некоторые приемы, мотивы, типажи. В частности,
интересную трансформацию претерпевает фигура харизматичного «темного» персонажа
в духе Манфреда, Амбросио, Скедони.
Переходный вариант — герой новеллы У.
Эйнсворта «Жених-призрак». Он сохраняет основные черты соответствующего типажа,
но утрачивает цельность: автор словно помнит, что определенные особенности
должны присутствовать, но уже не помнит, зачем. Подобные явления характерны для
фазы распада жанра — в самом деле, здесь новелла строится по правилам уже
отмирающего готического романа.
Собственно готическая новелла периода
расцвета вновь обращается к подобным героям, но мир, описанный в ней, уже
совсем иной, и обаятельные, но зловещие персонажи, как правило, появляются
опосредованно, запечатленные на портретах и в легендах. Они и есть, по сути,
воплощение прошлого, влекущего и тревожащего «современных» персонажей.
Героиня «Картины» Э. Норткота влюбляется
в запечатленного на портрете «злого графа», погибшего или пропавшего еще до ее
рождения. Согласно фольклорной логике, широко используемой в готических
новеллах, изображение тождественно изображенному — и встреча становится для
девушки роковой. Впрочем, события изложены опосредованно и могут восприниматься
в диапазоне от местной легенды до исторического казуса. В рассказе Э. Ф.
Бенсона «Лицо» весьма похожий сюжет окрашен легкой иронией — с красавцем
аристократом со старинного портрета встречается чрезвычайно современная в
высшей степени благополучная молодая замужняя дама.
В «Графе Магнусе» М. Р. Джеймса заглавный
персонаж возникает вне романтического сюжета, он давно мертв и является
протагонисту, любознательному краеведу, как герой народной легенды и — позже —
как призрак, о чем, однако, можно узнать лишь из записок погибшего ученого.
Профессор из новеллы Р. Хиченса «Как к
профессору Гильдею пришла любовь» сохраняет лишь внешность, пародийно стилизованную
под соответствующий типаж: история с элементами философского диалога построена,
в числе прочего, на представлении о ложной видимости и стирании границ.
Литературные потомки «готических злодеев»
в поздней готической новелле многообразны, но объединяет их дистанцированность
во времени (воплощение пугающего прошлого) или подчеркнутая неполнота сходства
с прототипом. Объясняется это структурным и концептуальным различием между жанрами.