XLVIII Международная филологическая научная конференция

Практические результаты обучения писателей на военизаторских курсах 1931 г. в Ленинграде

Анастасия Владимировна Сысоева
Докладчик
младший научный сотрудник
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН

188
2019-03-25
18:00 - 18:20

Ключевые слова, аннотация

Ленинградско-Балтийское отделение Литературного объединения Красной армии и флота, история пропаганды, военизация писателей, военизаторские курсы, военно-писательская игра.

Тезисы

Деятельное стремление актива Ленинградско-Балтийского отделения Литературного объединения Красной армии и флота реализовать цель организации, заявленную в ее уставе («пропаганда в художественной форме задач обороны страны, мобилизация вокруг этих задач общественного мнения и активности трудящихся СССР»), выразилось в проведении в апреле–июле 1931 г. военизаторских курсов. Во время обучения писатели прослушали курс лекций и приняли участие в  первой в Советском Союзе военно-писательской игре. Проведение игры виделось важным шагом в деле военизации советской литературы, потому участвовать в ней призывали всех писателей Ленинграда. Масштабность задачи определяла ее сложность: курсы и игра объединили разных по жизненному и профессиональному опыту писателей, в том числе попутчиков, беспартийных, бывших участников белого движения; имена некоторых (Вс. Рождественский, А. Прокофьев) и в наши дни известны читателям, имена других (А. Иванова, Н. Щербаков) — только специалистам. Это был первый, поддержанный политическим управлением военного округа, опыт обучения писателей тому, как готовить читателей к войне. Доклад ответит на вопрос, достигли ли организаторы своей цели. Материалом для исследования послужат работы участников игр и отзывы на выполненные задания, а также опубликованные по завершении курсов произведения. Будет проведено сравнение текстов писателей, прослушавших лекции, и участвовавших в игре без теоретической подготовки; особое внимание будет уделено произведениям тех, кто прошел всю игру и мог выполнить задание второго хода, имея в виду отзыв, составленный к работе первого хода.