Что значит ЗНАЧИТ: причинно-следственные связи в речи интровертов и экстравертов
Дарья Александровна Горбунова
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
4-У
2019-03-22
16:30 -
17:00
Ключевые слова, аннотация
Коллоквиалистика, психотип говорящего,
устная речь, речевой корпус, прагматический маркер.
Тезисы
В докладе рассматривается специфика современной русской речи в контексте
разделения говорящих на два традиционных, функционально различных психологических типа: экстравертивного (ЭТ) и интровертивного (ИТ). Особое
внимание уделено тем из условно-речевых единиц, которые названы в докладе
прагматическими маркерами (прагматемами): они порождаются говорящим
автоматически, составляют значительную часть устного дискурса и могут (в числе
прочего) маркировать тот или иной психологический тип. На корпусном материале (корпус
повседневной русской речи «Один речевой день», выборка из 29 экстравертов и 12 интровертов) в докладе рассматриваются все
употребления прагматемы значит, которая
используется в повседневном общении как интровертов, так и экстравертов в
качестве дискурсивного (пограничного) маркера (стартового, финального или
навигационного):
Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РНФ (проект № 18-18-00242 «Система прагматических маркеров русской повседневной речи»).
(1) вот / а потом значит будем это самое там / (...) уже это (И71; ИТ),Видно, что маркер значит в этих контекстах выполняет свою дискурсивную функцию не самостоятельно, а в составе лексических цепочек разной длительности, включающих и речевые (потом), и условно-речевые (вот, а), и неречевые (э-э) элементы. Всего было проанализировано 184 речевые единицы в контекстах (155 употреблений у экстравертов и 29 употреблений у интровертов). Проанализированные материалы содержали 104300 слов (82300 употреблений у экстравертов и 22000 употреблений у интровертов). Каким образом осуществляется говорящим процедура отбора для конкретных целей тех или иных прагматических единиц, пока не ясно, об этом можно лишь догадываться, опираясь на ряд очевидных и неочевидных языковых фактов, однако частота употребления обоими психотипами этой единицы и ее функция в речи вполне сопоставимы.
(2) (э-э) значит / а хлеба с солью / блинчики () с красной икрою (И104; ЭТ).
Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РНФ (проект № 18-18-00242 «Система прагматических маркеров русской повседневной речи»).