XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Коммуникативные стратегии участников конференции TED

Ксения Ивановна Овчаренко
Докладчик
студент 4 курса
Московский городской педагогический университет

ауд.120
2018-04-18
13:40 - 14:00

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен исследованию коммуникативных стратегий, используемых участниками конференции TED. В качестве материала исследования были выбраны тексты выступлений с наибольшим количеством просмотров в каждой из основных категорий, среди которых: «технологии», «развлечения», «дизайн», «бизнес», «наука», «глобальные проблемы». В докладе раскрываются особенности мотивационного дискурса, рассматривается функционирование речевых стратегий, используемых участниками конференции TED.

Тезисы

Современный риторический дискурс сочетает в себе элементы элоквенции и агональности. В основе агональной коммуникации лежит защита, направленная на убеждения и взгляды выступающего. Агональная коммуникация противопоставляется коммуникации, содержащей логические аргументы, которые быстро и легко поддаются проверке. Поскольку формат конференции TED предполагает монологичность выступления, слушатели не имеют возможности задавать уточняющие вопросы и проверять факты. Следовательно, для успешного достижения коммуникативной цели говорящему необходимо выстроить выступление таким образом, чтобы слушатели воспринимали информацию, оставаясь вовлеченными на протяжении всего выступления. Данный эффект достигается посредством включения в речь эмоционально-экспрессивных лексических единиц.
В результате проведенного анализа были выявлены следующие особенности речевого поведения участников конференции: в
ыступающий имеет четкое представление о проблеме и причинах ее возникновения и именно от них он отталкивается при построении своего выступления; выступающий обладает достаточными знаниями предмета, позволяющими ему донести мысль до аудитории и, при необходимости, опровергнуть существующие устойчивые стереотипы; выступающий искренне верит в то, о чем рассказывает. Эмоциональная привязанность к предмету выступления помогает ему лучше других разбираться в вопросе и, соответственно, звучать более убедительно. Выступающий выстраивает свою речь из цепи последовательных рассуждений, выраженных простыми, часто разговорными словами, таким образом делая ее понятной, а значит и более убедительной, не вызывающей сомнений. При раскрытии обозначенного явления выступающий встраивает ее в общую картину мира, указывая аудитории способы применения полученной информации и возможное направление дальнейшего развития представленной модели.
Участниками конференции были использованы стратегии перевоплощения, обобщения, юмора, приведения примера, усиления, уступки, сдвига, контраста и апелляции к авторитету. В качестве ключевых особенностей мотивационного дискурса представляется возможным выделить частотное местоимение we, служащее для установления раппорта с аудиторией, и различные интенсификаторы (highly talented), призванные придать выступлению эмоционально-экспрессивную окраску.