Типология и функция номинаций героев в романе Ф. М. Достоевского «Идиот»
Надежда Сергеевна Шкутко
Докладчик
студент 4 курса
Балтийский федеральный университет им. И. Канта
Балтийский федеральный университет им. И. Канта
ауд. 188
2018-04-17
14:40 -
15:00
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен номинативному строю романа Ф. М. Достоевского «Идиот». В ходе
работы выстраивается типология номинаций главного героя, формирующаяся вокруг
наиболее частотных и идейно значимых лексем «идиот», «князь» и «ребенок»; изучается
роль номинации в характеристике номинатора; прослеживается реализация
центральной семы «сумасшествие» в контекстном поле и номинациях остальных персонажей
произведения. В результате определяется функция номинаций в реализации художественного
замысла романа и отражении мировоззрения автора.
Тезисы
Роман Ф. М. Достоевского «Идиот», послуживший материалом для нашего
исследования, сразу после публикации в 1868 г. вызвал самые разноречивые мнения
читателей, что было связано в том числе и с необычностью его заглавия,
отражающего уникальность главного героя. С допустимой долей
условности можно заключить, что лексема «идиот» окольцовывает текст
одноименного романа Достоевского. Это наблюдение подталкивает нас уделить внимание не только указанному слову, которое
встречается в тексте 52 раза, но и самому способу языковой номинации героев в произведении
Достоевского.
Цель исследования — проследить, какую функцию в реализации художественного замысла романа выполняют номинации героев, и выстроить их типологию. В ходе работы: 1) анализируются номинации главного героя романа — Л. Н. Мышкина — и создается их типология, включающая в себя лексико-семантические группы «Идиот» (в медицинском, уничижительном и исконном значениях), «Князь» и «Ребенок»; 2) исследуется, как использование определенных номинаций Мышкина характеризует субъекта номинации — номинатора; 3) отслеживается, как ключевая для номинаций главного героя сема «сумасшествие» отражается контекстном поле и номинациях остальных персонажей романа.
Несмотря на объем и содержательную пестроту языковой номинации князя Мышкина, можно выделить несколько категорий номинаций, имеющих основополагающий характер. Они формируются вокруг ключевых лексем «идиот», «князь», «ребенок», которые обладают обширным синонимическим рядом. Группы номинаций, пересекающиеся во множестве точек, рисуют единый «семантический портрет» героя: князь Мышкин — «идиот» в медицинском значении и «отдельный, частный человек» в значении исконном — выступает в романе носителем христианских начал и воплощением чистоты и «детскости», что выделяет его не только на фоне высшего света, но и всего окружающего его общества. Использование тех или иных номинаций также служит средством характеристики тех персонажей, которым они принадлежат: в образе главного героя выделяется черты, наиболее значимые для самих номинаторов (Е. П. и А. И. Епанчиных, Н. Ф. Барашковой и П. С. Рогожина). Центральная для номинаций князя Мышкина сема «сумасшествие» присутствует также в номинациях остальных персонажей, характеризуя тем самым художественный мир романа Достоевского, его идейный замысел и мировоззрение автора.
Цель исследования — проследить, какую функцию в реализации художественного замысла романа выполняют номинации героев, и выстроить их типологию. В ходе работы: 1) анализируются номинации главного героя романа — Л. Н. Мышкина — и создается их типология, включающая в себя лексико-семантические группы «Идиот» (в медицинском, уничижительном и исконном значениях), «Князь» и «Ребенок»; 2) исследуется, как использование определенных номинаций Мышкина характеризует субъекта номинации — номинатора; 3) отслеживается, как ключевая для номинаций главного героя сема «сумасшествие» отражается контекстном поле и номинациях остальных персонажей романа.
Несмотря на объем и содержательную пестроту языковой номинации князя Мышкина, можно выделить несколько категорий номинаций, имеющих основополагающий характер. Они формируются вокруг ключевых лексем «идиот», «князь», «ребенок», которые обладают обширным синонимическим рядом. Группы номинаций, пересекающиеся во множестве точек, рисуют единый «семантический портрет» героя: князь Мышкин — «идиот» в медицинском значении и «отдельный, частный человек» в значении исконном — выступает в романе носителем христианских начал и воплощением чистоты и «детскости», что выделяет его не только на фоне высшего света, но и всего окружающего его общества. Использование тех или иных номинаций также служит средством характеристики тех персонажей, которым они принадлежат: в образе главного героя выделяется черты, наиболее значимые для самих номинаторов (Е. П. и А. И. Епанчиных, Н. Ф. Барашковой и П. С. Рогожина). Центральная для номинаций князя Мышкина сема «сумасшествие» присутствует также в номинациях остальных персонажей, характеризуя тем самым художественный мир романа Достоевского, его идейный замысел и мировоззрение автора.