Молчание Другого: семантика «значимого отсутствия» в пьесе Р. В. Фассбиндера «Горькие слезы Петры фон Кант»
Ирина Сергеевна Ивакина
Докладчик
магистрант 2 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
ауд.120
2018-04-17
14:40 -
15:00
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен исследованию функции молчания
персонажа в создании драматического нарратива на материале пьесы Р. В.
Фассбиндера «Горькие слезы Петры фон Кант» («Die bitteren Tränen der Petra von Kant», 1971). В докладе
рассматриваются различные стратегии интерпретации молчания как части
коммуникативного процесса, разные типы его семантического наполнения,
восприятия молчания как «значимого отсутствия». На материале текста пьесы
проанализированы речевые структуры, посредством которых дискурсивно создается
фигура молчащего героя.
Тезисы
В драматургии осознанное молчание присутствующего в
повествовании героя — важный элемент нарративной структуры и источник дополнительных
смыслов и значений, который требует подробного исследования как с точки зрения
литературоведения (анализа текста пьесы), так и с позиций театроведения
(анализа текста спектакля).
Значимость молчания в процессе коммуникации очевидна, его функция всегда контекстуально обусловлена и зависит от взаимосвязей между героями и событиями. Молчание имеет разное семантическое значение не только в разных исторических или культурных контекстах, но и в разных типах коммуникативных ситуаций внутри одного текста. Семантическое наполнение молчания происходит в воображении зрителя и не выражается в тексте пьесы эксплицитно. Читатель драматического текста задается вопросом о причине молчания героя и интерпретирует его, используя информацию, «оформляющую» это молчание, в том числе обращаясь и к социокультурному контексту создания нарратива. «Молчащий» герой исключает возможность пассивного восприятия повествования, его присутствие требует изучения, провоцирует вопросы. Внутри повествовательного мира он всегда репрезентирует форму активного противостояния вербальному.
В рамках нашего исследования драматургии Р. В. Фассбиндера, мы рассматриваем молчание как одно из основных коммуникативных средств создания и репрезентации оппозиции «власть/подчинение». Амбивалентный характер молчания и его интерпретативная изменчивость (особенно в театральной семиотической системе) представляет собой семантическую лакуну, заполнение которой обеспечивает лиминальный характер театрального повествования — постоянное балансирование на границе между сомнением и однозначной интерпретацией текста.
Молчание часто воспринимается как следствие процессов устрашения, террора и подавления. Исследователи вербального, культурного и социального угнетения обращаются к метафоре «обретения голоса» как символу освобождения, обретения независимости.
В пьесе Фассбиндера «Горькие слезы Петры фон Кант» молчание персонажа превращает его в объект, фигуру, сформированную «негативно», — через обращения других героев или через действия, которые на нее направлены. Объективация личности, формирование представления о ней через систему собственных взглядов, убеждений, желаний — главный принцип создания оппозиции «я / Другой», тесно связанной с дискурсом репрезентации символической власти.
Исследование молчания, как формы коммуникации, представленной в драматическом тексте, позволяет дистанцироваться от исключительно языковой, вербальной составляющей текста и сосредоточиться на системе театральных знаков, заложенных в тексте и формирующих спектакль «в воображении» читателя.
Значимость молчания в процессе коммуникации очевидна, его функция всегда контекстуально обусловлена и зависит от взаимосвязей между героями и событиями. Молчание имеет разное семантическое значение не только в разных исторических или культурных контекстах, но и в разных типах коммуникативных ситуаций внутри одного текста. Семантическое наполнение молчания происходит в воображении зрителя и не выражается в тексте пьесы эксплицитно. Читатель драматического текста задается вопросом о причине молчания героя и интерпретирует его, используя информацию, «оформляющую» это молчание, в том числе обращаясь и к социокультурному контексту создания нарратива. «Молчащий» герой исключает возможность пассивного восприятия повествования, его присутствие требует изучения, провоцирует вопросы. Внутри повествовательного мира он всегда репрезентирует форму активного противостояния вербальному.
В рамках нашего исследования драматургии Р. В. Фассбиндера, мы рассматриваем молчание как одно из основных коммуникативных средств создания и репрезентации оппозиции «власть/подчинение». Амбивалентный характер молчания и его интерпретативная изменчивость (особенно в театральной семиотической системе) представляет собой семантическую лакуну, заполнение которой обеспечивает лиминальный характер театрального повествования — постоянное балансирование на границе между сомнением и однозначной интерпретацией текста.
Молчание часто воспринимается как следствие процессов устрашения, террора и подавления. Исследователи вербального, культурного и социального угнетения обращаются к метафоре «обретения голоса» как символу освобождения, обретения независимости.
В пьесе Фассбиндера «Горькие слезы Петры фон Кант» молчание персонажа превращает его в объект, фигуру, сформированную «негативно», — через обращения других героев или через действия, которые на нее направлены. Объективация личности, формирование представления о ней через систему собственных взглядов, убеждений, желаний — главный принцип создания оппозиции «я / Другой», тесно связанной с дискурсом репрезентации символической власти.
Исследование молчания, как формы коммуникации, представленной в драматическом тексте, позволяет дистанцироваться от исключительно языковой, вербальной составляющей текста и сосредоточиться на системе театральных знаков, заложенных в тексте и формирующих спектакль «в воображении» читателя.