Христианские мотивы в фильме Эмира Кустурицы «По млечному пути»
Мария Станиславовна Сорока
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
ауд. 2-У
2018-04-17
15:20 -
15:40
Ключевые слова, аннотация
Фильм Эмира Кустурицы «По
млечному пути» наполнен многочисленными метафорами, отсылающими зрителей к
христианскому вероучению. В докладе рассмотрены основные христианские мотивы, на
основе которых режиссер строит историю.
Тезисы
Эмир
Кустурица в последней работе — фильме «По млечному пути» — не манифестирует
христианские ценности, но ткет само повествование в согласии с христианским миропониманием. Он наполняет историю метафорами и аллюзиями: как в библейской книге «Песнь Песней», здесь земная любовь обретает более
глубокий, мистический смысл, становится символом отношений между Богом и
человеком, Богом и Церковью. У главной героини нет имени, она Невеста, так же как Церковь
— Невеста Христова.
Млечный
путь — путь от музыканта-молочника до послушника, выложившего из камней
памятник своей любви, идущего звездным путем любви.
Линия
сна, с которой начинается история — символ дальнейших событий, где сон и явь
будто перемешались. Страшное то ли снится, то ли нет. Меняется пространство,
реальность ломается. Старые австро-венгерские часы лишь усиливают эффект
слома времени. Действие развивается вне конкретного хроноса. Стрелки бегут
задом наперед, то ускоряясь, то замедляясь. Время идет вспять, словно ничто не
имеет смысла ни в прошлом, ни в будущем.
Прежде
всего происходит столкновение с ветхозаветным миром, где абсурдная жестокость
также естественна, как и вечеринки-вакханалии, напоминающие пир во время чумы. Война
в этом мире обыденна, люди, приравненные к насекомым, живут, не обращая на нее
внимания, от перемирия к перемирию. Повсюду идет работа смерти, но в противовес
ей буйствует жажда жизни. Герои же словно находятся в надмирном пространстве.
После
крушения мира, как после библейского изгнания из рая, остаются двое: Адам
(Коста) и Ева (Невеста). То, что их преследуют убийцы, — лишь предлагаемые
обстоятельства. Двое, что бегут, обрели смысл посреди ада, нашли соломинку, за
которую можно ухватиться, чтобы жить вопреки.
Важными
для восприятия фильма являются образы животных, которые отсылают нас к
Евангелию (птица, ягненок, стадо овец), раскрывают характеры героев. Так, эпизод
с благодарной змеей обращает нас к патериковым притчам, военным преданиям,
когда животные спасали своих благодетелей от смерти. При этом в этой истории
змея появляется мистическим образом в разных местах, символизируя доверие Косты
к Богу.
Любовь,
война, вокруг выжженная страна. А что осталось? Осталось жить в Боге. Осталась
только любовь высшего порядка — агапэ. Герои истории смотрят выше, видят другую
ценность жизни.
Фильм-памфлет
против войны как таковой транслирует идею всепобеждающей любви. «Только это и
имеет смысл — любить кого-то изо всех сил».