Об особенностях изложения информации в немецкой грамматической традиции XVIII века
Анастасия Андреевна Рычкова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
ауд.120
2018-04-18
14:40 -
15:00
Ключевые слова, аннотация
В качестве одного из текстов в
рамках грамматического дискурса XVIII
века необходимо рассматривать текст грамматики К. Ф. Морица «Sprachlehre für die Damen»
(1782). Данная грамматика выделяется среди других текстов той эпохи за счет
адресности (название переводится как «Грамматика для дам»), а также формального оформления текста
(грамматика в письмах). Учитывая названные особенности, внимание в рамках
данного доклада будет обращено на письмо как основную структурную единицу
данного текста, а также на определение реципиента грамматики.
Тезисы
В рамках данного доклада будет
представлены особенности передачи информации в грамматике XVIII века. Анализ был проведен на
материале грамматики «Sprachlehre für die Damen», вышедшей в свет в 1782 под
авторством Карла Филиппа Морица. Данный текст, несомненно, является частью
немецкого грамматического дискурса эпохи Просвещения, яркими представителями
которого считались грамматики И. Г.
Аделунга и И. К. Готтшеда. Однако грамматика, представленная в рамках данного
доклада, обладает некоторыми особенностями, которые выделяют ее среди других
текстов. Особенности заключаются в следующем.
Во-первых, как это становится ясным из названия, грамматика была предназначена для ознакомления женской публики той эпохи со строем немецкого языка. Целевая направленность текста связана со способом передачи материала, что представляет собой вторую особенность, а именно то, что текст грамматики является собранием писем. Стоит отметить, что письмо считалось распространенной формой коммуникации XVIII века и являлось показателем образованности человека. Поэтому в рамках данного исследования представленный материал был рассмотрен с точки зрения следующих аспектов: распределение грамматического материала по тематическим блокам, структурное оформление письма как структурной единицы текста, а также вербальное и невербальное проявление адресности.
Текст грамматики состоит из 15 писем, представляющих собой информацию о языке в целом, целях его изучения, морфологии, а также просодике. Разграничение писем происходит с помощью вербальных обозначений. Каждое письмо начинается с заглавия (Erster Brief, Zweiter Brief), а также краткого описания тем, которым посвящено отдельное письмо. Сводка всех тем представлена в содержании. Определенным сигналом окончания письма служат невербальные знаки, представленные в виде изображений. Для письма, как жанра письменной коммуникации, характерна ярко выраженная на лексическом уровне адресность, которая в первую очередь проявляется через употребление местоимений (Ich — Sie — man), которые имеют различную референцию в реальности, это может быть автор грамматики, читательницы, но не исключены также и читатели. Доказательством этому служит также список лиц, заказавших издание данной грамматики (Pränumerentenverzeichnis). Данный список позволяет сделать вывод о том, кем, где и в каких целях могла предположительно использоваться данная грамматика. Подробный анализ названных выше аспектов текста позволит нам выявить закономерности представления материала в грамматическом дискурсе XVIII века, учитывая гендерные и жанровые особенности текста.
Во-первых, как это становится ясным из названия, грамматика была предназначена для ознакомления женской публики той эпохи со строем немецкого языка. Целевая направленность текста связана со способом передачи материала, что представляет собой вторую особенность, а именно то, что текст грамматики является собранием писем. Стоит отметить, что письмо считалось распространенной формой коммуникации XVIII века и являлось показателем образованности человека. Поэтому в рамках данного исследования представленный материал был рассмотрен с точки зрения следующих аспектов: распределение грамматического материала по тематическим блокам, структурное оформление письма как структурной единицы текста, а также вербальное и невербальное проявление адресности.
Текст грамматики состоит из 15 писем, представляющих собой информацию о языке в целом, целях его изучения, морфологии, а также просодике. Разграничение писем происходит с помощью вербальных обозначений. Каждое письмо начинается с заглавия (Erster Brief, Zweiter Brief), а также краткого описания тем, которым посвящено отдельное письмо. Сводка всех тем представлена в содержании. Определенным сигналом окончания письма служат невербальные знаки, представленные в виде изображений. Для письма, как жанра письменной коммуникации, характерна ярко выраженная на лексическом уровне адресность, которая в первую очередь проявляется через употребление местоимений (Ich — Sie — man), которые имеют различную референцию в реальности, это может быть автор грамматики, читательницы, но не исключены также и читатели. Доказательством этому служит также список лиц, заказавших издание данной грамматики (Pränumerentenverzeichnis). Данный список позволяет сделать вывод о том, кем, где и в каких целях могла предположительно использоваться данная грамматика. Подробный анализ названных выше аспектов текста позволит нам выявить закономерности представления материала в грамматическом дискурсе XVIII века, учитывая гендерные и жанровые особенности текста.