Чердынская локальная традиция поминовения убиенных воинов (на материале периодических и непериодических изданий XIX в.)
Оксана Алексеевна Колегова
Докладчик
магистрант 2 курса
Пермский государственный национальный исследовательский университет
Пермский государственный национальный исследовательский университет
ауд. 213
2018-04-17
11:40 -
12:00
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен локальной традиции поминовения убиенных воинов, зафиксированной в Пермском крае (Чердынский район). Предание о 85 убиенных воинах не имеет четкой привязанности к конкретному военному столкновению
— жители разных поселений интерпретируют это событие по-своему и закрепляют за своей территорией. Погибшие в XVI в. воины включались в помянники наряду с умершими родственниками вплоть до 20-х гг. XX в. В память о воинах были возведены часовни, проводились крестные ходы. Материалы современных полевых исследований показывают, что память о защитниках Чердыни сохранилась по сей день.
Тезисы
Периодические и
непериодические издания XIX
в. фиксируют
народное предание о 85 убиенных воинах во время татарских набегов на Чердынь и
Соликамск. Память об этих набегах и о погибших защитниках сохранилась на этой территории и по сей день, что подтверждают материалы полевых экспедиций.
Одним из первых о
85 убиенных защитниках Чердыни пишет В. Шишонко. Позднее это событие
упоминается в «Пермских губернских ведомостях»: В
Кондратьевской слободе, над рекою Вишерой, убито ими 6 Генваря 1547 года 85
человек, как показывает надпись на доске при часовне Чердынской Успенской
церкви. Очень может быть, что татары в это время проникли и до Соликамска. Предание
гласит, что тела убитых воинов находились на прибитой в летний день к берегу
льдине. После погребения убиенных на могиле была найдена дощечка с именами
погибших, эти имена были записаны на железной доске, прибитой к стенам церкви.
В настоящее время
неизвестно точное местоположение могилы 85 воинов. Предполагается, что она
находится вблизи от Спасской часовни, построенной уже после захоронения. В
Чердынском музее хранятся две иконы с изображением святых, соименных убитым. Их
имена также включены в синодик Иоанно-Богословского монастыря.
В память об убиенных воинах в Чердыни
совершается крестный ход. Кроме того, многие местные жители включали имена
погибших в семейные помянники вплоть до начала XX в. Однако это предание не имеет четкой локальной закрепленности. Имена 85 убиенных воинов записаны и в поминальной книге храма в селе Искор. В XVI в. здесь также происходило столкновение местного населения и татар: «Предание
такое есть, что татары нападали со стороны реки. Жители смолили бревна и,
запаля их, катили с горы на татар. Так
татары город и не взяли». Искорское предание об убиенных связано также с преданием о явлении Параскевы Пятницы.
Примечание: исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РГНФ № 16-34-00007 «История Северного Прикамья в зеркале фольклора (на материале публикаций XIX - начала XX вв.)».
Примечание: исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РГНФ № 16-34-00007 «История Северного Прикамья в зеркале фольклора (на материале публикаций XIX - начала XX вв.)».