Малая проза М. Павича как гипертекст
Виктория Александровна Дубиковская
Докладчик
магистрант 2 курса
Кубанский государственный университет
Кубанский государственный университет
ауд. 190
2018-04-20
12:20 -
12:40
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассмотрена теория гипертекста на основе которой проводится анализ рассказов из сборника «Русская борзая», выявляются способы создания нелинейности в малой прозе М. Павича.
Тезисы
В связи с развитием компьютерных технологий и
мультимедиа в современную мировую культуру прочно вошло понятие
гипертекста. В эпоху развития постмодернизма
данный термин стал активно использоваться в литературоведении в контексте многомерности
произведений и постмодернистской игры с читателем. Гипертекст, имея главным
качеством нелинейность, ярко противопоставлен привычному нам «линейному»
тексту. Ж. Деррида считает, что линейный текст уже не является плодотворным,
поэтому ослабляет свой гнёт. Гипертекст, в отличие от линейного текста, имеет
следующие признаки: 1) дисперсность структуры: информация представляется в
виде небольших фрагментов-гнезд и «войти» в эту структуру можно с любого звена; 2) разнородность и мультимедийность, то есть
применение всех средств воздействия на читателя, от выбора повествовательной
стратегии и стилистики, шрифтов, иллюстрации и вплоть до самых сложных; 3) «деканонизация», борьба с традиционными ценностными
центрами; 4) смешение жанров, высокого и низкого, стилевой
синкретизм. За счёт этого в нелинейных текстах создается
плюрализм смыслов, множественность интерпретаций. Одним из
образцов гипертекста являются произведения М. Павича. Наряду с романами, малая
проза является примером нелинейного построения текста.
Задачи исследования: рассмотреть сборник «Русская борзая» («Руски хрт», 1979) с позиции постмодернистского текста, проанализировать композицию рассказов, выявить способы создания нелинейности повествования в малой прозе Павича. В рассказе «Русская борзая» присутствуют следующие приемы реализации гипертекста: фрагментарность повествования, «ризоматичность», аллюзии и реминисценции. Для рассказа «Обед на польский манер» характерны стилевой синкретизм, дисперсная структура, прием «игры». Рассказ «Пароль» также имеет элементы гипертекстуальности, кроме того, в нём происходит стирание границ между сном, реальностью, эпохами, использован прием игры. В рассказе «Красный календарь» нелинейность достигается за счет вкраплений в текст подлинных и вымышленных исторических фактов, выдержки из исторического документа. Повествование в рассказе строится также фрагментарно. Все рассказы в цикле «Русская борзая» перекликаются и имеют одинаковые мотивы. Каждый из рассказов является «узлом», информационной единицей. В результате этого весь цикл является гипертекстом. Таким образом, рассказы Павича являются вариантами гипертекста в литературе, на что указывает их дисперсная структура, разнородность, стилевой синкретизм и нелинейность, которая формируется за счет фрагментарности повествования, ухода от центра, аллюзий и реминисценций. В результате текст становится открытым для множества интерпретаций и смысловой игры с читателем. Можно считать малую прозу Павича выражением идей постмодернизма.
Задачи исследования: рассмотреть сборник «Русская борзая» («Руски хрт», 1979) с позиции постмодернистского текста, проанализировать композицию рассказов, выявить способы создания нелинейности повествования в малой прозе Павича. В рассказе «Русская борзая» присутствуют следующие приемы реализации гипертекста: фрагментарность повествования, «ризоматичность», аллюзии и реминисценции. Для рассказа «Обед на польский манер» характерны стилевой синкретизм, дисперсная структура, прием «игры». Рассказ «Пароль» также имеет элементы гипертекстуальности, кроме того, в нём происходит стирание границ между сном, реальностью, эпохами, использован прием игры. В рассказе «Красный календарь» нелинейность достигается за счет вкраплений в текст подлинных и вымышленных исторических фактов, выдержки из исторического документа. Повествование в рассказе строится также фрагментарно. Все рассказы в цикле «Русская борзая» перекликаются и имеют одинаковые мотивы. Каждый из рассказов является «узлом», информационной единицей. В результате этого весь цикл является гипертекстом. Таким образом, рассказы Павича являются вариантами гипертекста в литературе, на что указывает их дисперсная структура, разнородность, стилевой синкретизм и нелинейность, которая формируется за счет фрагментарности повествования, ухода от центра, аллюзий и реминисценций. В результате текст становится открытым для множества интерпретаций и смысловой игры с читателем. Можно считать малую прозу Павича выражением идей постмодернизма.