XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Анализ репертуара Вепсского народного хора

Карина Сергеевна Сафонова
Докладчик
студент 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд. 199
2018-04-16
15:00 - 15:15

Ключевые слова, аннотация

В докладе раскрываются особенности вепсской песенной традиции на материале репертуара Вепсского народного хора. Условно песни можно разделить на 2 группы: протяжные народные песни и народные песни в обработанном виде. Более детально репертуар хора можно классифицировать следующим образом: 1) кадрильные; 2) беседные; 3) обрядовые: свадебные песни, похоронные плачи; 4) колыбельные; 5) хоровые и игровые; 6) мифологические. Анализ репертуара позволяет глубже понять особенности вепсской песенной традиции и выявить ее основные черты.

Тезисы

Вепсский народный хор — музыкальный хоровой коллектив, исполняющий вепсские народные песни. Он был основан в 1936 году в селе Шелтозеро народным артистом Карельской АССР, заслуженным деятелем искусств РСФСР Василием Ивановичем Кононовым. Военные и послевоенные годы Вепсского хора связаны с именем Александра Никонова, который в 1945 году возобновил его деятельность и впоследствии руководил им около 30 лет. В 1978 году коллектив возглавила заслуженный работник культуры России и Карелии, лауреат премии «Душа России» Людмила Мелентьева, которая на данный момент является руководителем хора уже 40 лет. Главной задачей хора является возрождение и сохранение вепсского песенного фольклора и народной хореографии. Исследование представляет анализ современного репертуара Вепсского народного хора. Условно песни можно разделить на 2 группы: 
1) Протяжные песни. Это народные песни в подлинном распеве. Хор изображает людей, которые пели, когда работали на улице (например, в поле), поэтому их песни очень зычные, звонкие. 
2) Народные песни в обработанном виде, то есть старые песни в хоровой обработке. 
Более детально репертуар хора можно классифицировать следующим образом: 1) кадрильные песни; 2) беседные песни; 3) обрядовые песни: свадебные песни, похоронные плачи; 4) колыбельные; 5) хоровые и игровые песни; 6) в настоящий момент ведется работа над мифологическими песнями, т. е. песнями древнего эпоса вепсов. Как правило, это песни-сказки. 
Все песни опираются на вепсскую песенную традицию. Например, протяжные песни создаются по принципу построения мелодии. Кроме того,  есть народная хореография на основе элементов вепсского танца. Во время исполнения песен зачастую используется природный материал: камушки, глиняные и деревянные свистульки, вепсское кантеле. Таким образом, весь репертуар хора опирается на фольклор народа и его традиции.