Сюжетная модель пробуждения и угасания сознания в литературе XX—XXI вв.
Софья Борисовна Воронина
Докладчик
студент 4 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
ауд. 188
2018-04-20
15:00 -
15:20
Ключевые слова, аннотация
В докладе предпринимается попытка проанализировать реализацию сюжетной модели пробуждения и угасания сознания на примере романов Е. И. Замятина «Мы» и Е. Г. Водолазкина «Авиатор» и рассказа Д. Киза «Цветы для Элджернона». В результате сопоставления делается вывод о том, какие цели преследует каждый автор, по-своему воплощая эту модель в текстах.
Тезисы
Материалом исследования являются романы Е. И. Замятина «Мы» и Е. Г. Водолазкина
«Авиатор», а также рассказ Д. Киза «Цветы для Элджернона». В их основе лежит
общая сюжетная модель пробуждения и угасания сознания. Эта модель не является
новой, её зачатки видны в «Записках сумасшедшего» Н. В. Гоголя и в «Идиоте» Ф. М. Достоевского, однако по-настоящему актуальной она становится в литературе ХХ и
ХХI вв.
В работе предпринимается попытка анализа модели пробуждения и угасания сознания в романах «Мы» и «Авиатор» и рассказе «Цветы для Элджернона» — текстах, друг с другом не связанных.
Все три произведения написаны в форме личных дневников главных героев, обладающих разными типами повреждённого сознания (зомбированное — «Мы», сознание человека, потерявшего память, — «Авиатор» — и умственно отсталого — «Цветы для Элджернона»). Их записи представляют собой своего рода «историю болезни»: Чарли и Иннокентий изначально ведут дневники в рамках медицинского и психологического эксперимента, а D-503 называет болезнью появление у себя эмоций. В связи с этим важно отметить, что инструментом реализации сюжетной модели пробуждения и угасания во всех трёх текстах становится «ненадёжный повествователь». Каждый автор по-своему воплощает модель пробуждения и угасания сознания в тексте в зависимости от своей цели.
Так, в романе «Мы» в фокусе автора находится именно процесс пробуждения сознания, связанный с развитием чувственной стороны главного героя. Замятину важно показать, как пробуждается и меняется личность в условиях тоталитарного общества. Изображение угасания личности не входит в поле авторских задач, поэтому он не раскрывается, а просто констатируется.
В романе «Авиатор» автор концентрируется на процессе реконструкции личности Иннокентия. Его интересует феномен памяти, примирение с прошлым, механизм сохранения и трансляции интимных моментов из прошлого (особый воздух, прикосновения любимого человека, чтение книги на ночь и т. д.). Завершив формирование личности героя, Водолазкин завершает и само произведение. Он вводит несколько искусственную концовку с вероятным крушением самолёта, на котором Иннокентий возвращается домой, значительно усекая тем самым историю утраты сознания Платонова (у того начинают разрушаться клетки головного мозга).
Кизу в рассказе «Цветы для Элджернона» важно показать две крайности девиантного сознания: умственную отсталость и гениальность. Именно поэтому он одинаково подробно описывает как процесс пробуждения, так и процесс угасания сознания Чарли Гордона.
В работе делается вывод о том, что единая повествовательная стратегия может служить различным целям — в том числе созданию принципиально различных жанровых моделей.
В работе предпринимается попытка анализа модели пробуждения и угасания сознания в романах «Мы» и «Авиатор» и рассказе «Цветы для Элджернона» — текстах, друг с другом не связанных.
Все три произведения написаны в форме личных дневников главных героев, обладающих разными типами повреждённого сознания (зомбированное — «Мы», сознание человека, потерявшего память, — «Авиатор» — и умственно отсталого — «Цветы для Элджернона»). Их записи представляют собой своего рода «историю болезни»: Чарли и Иннокентий изначально ведут дневники в рамках медицинского и психологического эксперимента, а D-503 называет болезнью появление у себя эмоций. В связи с этим важно отметить, что инструментом реализации сюжетной модели пробуждения и угасания во всех трёх текстах становится «ненадёжный повествователь». Каждый автор по-своему воплощает модель пробуждения и угасания сознания в тексте в зависимости от своей цели.
Так, в романе «Мы» в фокусе автора находится именно процесс пробуждения сознания, связанный с развитием чувственной стороны главного героя. Замятину важно показать, как пробуждается и меняется личность в условиях тоталитарного общества. Изображение угасания личности не входит в поле авторских задач, поэтому он не раскрывается, а просто констатируется.
В романе «Авиатор» автор концентрируется на процессе реконструкции личности Иннокентия. Его интересует феномен памяти, примирение с прошлым, механизм сохранения и трансляции интимных моментов из прошлого (особый воздух, прикосновения любимого человека, чтение книги на ночь и т. д.). Завершив формирование личности героя, Водолазкин завершает и само произведение. Он вводит несколько искусственную концовку с вероятным крушением самолёта, на котором Иннокентий возвращается домой, значительно усекая тем самым историю утраты сознания Платонова (у того начинают разрушаться клетки головного мозга).
Кизу в рассказе «Цветы для Элджернона» важно показать две крайности девиантного сознания: умственную отсталость и гениальность. Именно поэтому он одинаково подробно описывает как процесс пробуждения, так и процесс угасания сознания Чарли Гордона.
В работе делается вывод о том, что единая повествовательная стратегия может служить различным целям — в том числе созданию принципиально различных жанровых моделей.