Школьный выпускной: опыт описания структуры
Злата Андреевна Сазыкина
Докладчик
студент 3 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
ауд. 213
2018-04-17
13:30 -
13:50
Ключевые слова, аннотация
В докладе представлено описание системы
практик, связанных со школьным выпускным — праздником, в России знаменующим
окончание обучения в общеобразовательном учреждении. Материалом
исследования стали интервью, записанные
в ходе полевой фольклорной практики в СПбГУ в 2017 г. в Санкт-Петербурге. На
основе полученных данных был выделен критерий разделения частей выпускного
(«официальность» / «неофициальность»), а также рассмотрен вопрос об отнесении
данного праздника к одной из обрядовых систем (календарных обрядов или обрядов перехода).
Тезисы
Школьный выпускной — название праздника,
в России приходящегося на период с конца июня до начала июля и знаменующего
окончание обучения в общеобразовательном заведении. Доклад посвящен системе практик, воспроизводящих само празднование, его подготовку, обсуждения
стратегий участия / неучастия в мероприятии. Материалом стали интервью,
записанные в ходе полевой фольклорной практики в СПбГУ в 2017 г. в Санкт-Петербурге от семи
информантов. Участники беседы рассказали о школьных выпускных, в которых они
принимали участие в разных ролях, в период между 50-ми гг. XX в. и 10-ми гг. XXI
в.
Согласно интервью, факторами, определяющими поведение выпускника в процессе подготовки к празднованию, являются срок пребывания ученика в классе, занимаемое им место в официальной или неофициальной иерархии класса или школы (староста, комсорг, член комсомольского актива школы). Решения об отказе от участия в мероприятии вызывает негативную реакцию учителей и родителей выпускника.
В ходе исследования также были обнаружены критерии характеристики частей выпускного по шкале «официальность» / «неофициальность» мероприятия. Информанты говорили о ключевых аспектах праздника, по которым разделяется официальная и неофициальная части: место проведения (актовый зал школы или ресторан), состав участников (администрация, ученики, учителя, родители, музыканты, аниматоры) и программа (вручение аттестатов, дискотека, конкурсы и пр.). Составные элементы праздника вполне соответствуют ритуальным кодам, выделенным В. Я. Проппом для обрядов, и отвечают определению ритуала В. Тэрнера, поэтому мы рассматриваем выпускной как обрядовую деятельность. На основе полученных результатов осуществляется попытка прояснения вопроса о функционировании праздника в рамках одной из обрядовых систем (календарных обрядов или обрядов перехода).
Согласно интервью, факторами, определяющими поведение выпускника в процессе подготовки к празднованию, являются срок пребывания ученика в классе, занимаемое им место в официальной или неофициальной иерархии класса или школы (староста, комсорг, член комсомольского актива школы). Решения об отказе от участия в мероприятии вызывает негативную реакцию учителей и родителей выпускника.
В ходе исследования также были обнаружены критерии характеристики частей выпускного по шкале «официальность» / «неофициальность» мероприятия. Информанты говорили о ключевых аспектах праздника, по которым разделяется официальная и неофициальная части: место проведения (актовый зал школы или ресторан), состав участников (администрация, ученики, учителя, родители, музыканты, аниматоры) и программа (вручение аттестатов, дискотека, конкурсы и пр.). Составные элементы праздника вполне соответствуют ритуальным кодам, выделенным В. Я. Проппом для обрядов, и отвечают определению ритуала В. Тэрнера, поэтому мы рассматриваем выпускной как обрядовую деятельность. На основе полученных результатов осуществляется попытка прояснения вопроса о функционировании праздника в рамках одной из обрядовых систем (календарных обрядов или обрядов перехода).