Концепция особого пути в современной российской прозе
Мария Михайловна Кирова
Докладчик
студент 3 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
ауд. 188
2018-04-17
17:10 -
17:30
Ключевые слова, аннотация
Объектами исследования являются три романа: «Зимняя дорога. Генерал А. Н. Пепеляев и анархист И. Я. Строд в Якутии. 1922—1923» Л. Юзефовича, «Номах» И. Малышева и «Ленин: Пантократор солнечных пылинок» Л. Данилкина, — а также две антиутопии: «Новая реальность» К. Куприянова и «Вечного счастья!» Е. Нестериной. В докладе представлен сравнительный анализ этих произведений с целью выявления динамики в понимании авторами концепции «особого пути» страны. Сквозной идеей большинства этих произведений стало утверждение пассивного фатализма как мировоззренческой особенности современности.
Тезисы
Нами исследованы три романа: «Зимняя дорога. Генерал А. Н. Пепеляев и анархист И. Я. Строд в Якутии. 1922—1923» Л. Юзефовича, «Номах» И. Малышева и «Ленин: Пантократор солнечных пылинок» Л. Данилкина. Помимо этого, рассмотрены две антиутопии: «Новая реальность» К. Куприянова и «Вечного счастья!» Е. Нестериной. В докладе представлен сравнительный анализ этих произведений, задачей которого было установление динамики в понимании концепции «особого пути» страны. В романах Юзефовича и Малышева очевидны мотивы житий-мартириев, которые усиливаются сравнениями с Христом. Оба героя, несмотря на некую идеализацию со стороны почитателей, показаны обычными, потерянными людьми, у которых нет никаких привилегий перед лицом судьбы. Вопреки разочарованию в идеалах, оба героя продолжают за них сражаться, и это противоречие в сочетании с «жестоким гуманизмом» описаний отсылает нас к творчеству М. Шолохова и А. Платонова. Биографический роман Данилкина, на первый взгляд, представляет собой полную противоположность предыдущим произведениям. Ленин также сравнивается с Христом, но если для Юзефовича и Малышева Иисус в большей степени является символом страданий во имя светлого будущего, то для Данилкина он прежде всего Богочеловек. В понимании автора Ленин не обычный бунтарь, а само воплощение движущих историю сил, отчего и нет смысла сопротивляться ему. Автор считает, что Ленин, хоть и погрузив страну в хаос, всё же спас ее от еще большего хаоса, и поэтому люди должны быть ему благодарны. «Презентизм» и фатализм автора очевидны, но если читать внимательно, то становятся заметны не только реминисценции из творчества Сорокина и Пелевина, но и факт полной дегероизации Ленина, вплоть до превращения его из полноценного персонажа в злобно смеющуюся маску. Фатализм, усложненный мотивами беспомощности и безнадежности, нашел свое отражение даже в жанре антиутопии. В повестях Куприянова и Нестериной вновь актуализируется понятие «эпохи безвременья». В докладе сделан вывод о том, что в большинстве романов авторы рассматривают парализующий волю фатализм как основную модель человеческого поведения в конкретных исторических условиях. Это, несомненно, является одним из признаков застоя.