Трудности капитализации в песенном творчестве одной исполнительницы
Надежда Александровна Курзина
Докладчик
младший научный сотрудник
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
ауд. 213
2018-04-18
16:50 -
17:10
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен песенному репертуару одной исполнительницы — Лидии Арсентьевны Кириной, 1936 года рождения. Материалом служат записанные от нее песни и интервью, сделанные в ходе фольклорно-этнографической экспедиции СПбГУ в 2017 г. в деревне Усть-Кыма Лешуконского района Архангельской области. Мы рассмотрим жанровый состав репертуара исполнительницы, а также покажем поведенческие стратегии, применяемые ею в отношении своего «песенного капитала».
Тезисы
В фольклорной экспедиции СПбГУ 2017 г. мы познакомились с Лидией Арсентьевной Кириной, которая на протяжении всей своей жизни пела в хоре деревни Усть-Кыма, была запевалой. В песенный репертуар этой исполнительницы входят песни разных жанров: свадебные, лирические, плясовые, хороводные, колыбельные. Лидия Арсентьевна также исполняет причеты и частушки. Большую часть этих традиционных текстов она перенимала от своей бабушки, от старших женщин-хористок или запоминала во время деревенских праздников. По признанию других хористок, песни Лидии Арсентьевны составляли большую часть репертуара деревенского хора.
Являясь известной песенницей не только в своей деревне, но и во всем Лешуконском районе, который известен своими фольклорными хорами уже более ста лет, Лидия Арсентьевна стала признанным авторитетом в области знания песен. Часто к ней обращались хористки из других деревень, собиратели фольклора, местные жители с просьбой спеть несколько песен под запись. Во время наших интервью Лидия Арсентьевна, помимо комментариев к содержанию песен или ситуациям их исполнения, рассказывала о тех отношениях, которые она выстраивала с теми, с кем «делилась» песнями. Знание песен в деревне становится «символическим капиталом», позволяющим выстраивать отношения с другими членами сообщества. В нашем докладе мы рассмотрим связанные с этим поведенческие стратегии одной исполнительницы.
Являясь известной песенницей не только в своей деревне, но и во всем Лешуконском районе, который известен своими фольклорными хорами уже более ста лет, Лидия Арсентьевна стала признанным авторитетом в области знания песен. Часто к ней обращались хористки из других деревень, собиратели фольклора, местные жители с просьбой спеть несколько песен под запись. Во время наших интервью Лидия Арсентьевна, помимо комментариев к содержанию песен или ситуациям их исполнения, рассказывала о тех отношениях, которые она выстраивала с теми, с кем «делилась» песнями. Знание песен в деревне становится «символическим капиталом», позволяющим выстраивать отношения с другими членами сообщества. В нашем докладе мы рассмотрим связанные с этим поведенческие стратегии одной исполнительницы.