Развитие постапокалиптического сюжета в кинотрилогии «Матрица»
Ксения Александровна Вихрова
Докладчик
преподаватель
Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица
Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица
ауд. 190
2018-04-20
16:00 -
16:20
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматриваются ключевые и наиболее типичные характеристики
постапокалиптического сюжета как основы
многих произведений популярной культуры и анализируется своеобразие его реализации
и развития в кинотрилогии «Матрица» («Matrix») Л. и Э. Вачовски (род. 1965, Laurence Wachowski; род. 1967, Andrew Wachowski).
Тезисы
Постапокалиптический сюжет повествует о борьбе персонажей за
выживание в мире после грандиозного катаклизма и краха цивилизации. Этот сюжет
активно воспроизводится в самых разных произведениях популярной культуры (в
книгах, фильмах, компьютерных и ролевых играх и т. д.) в различных жанрах (от
комедии о зомби до философского боевика). Однако, несмотря на большое разнообразие
реализаций сюжета, в каждом конкретном случае репродуцируются одни и те же
характерные элементы: глобальная катастрофа (в недавнем или далёком прошлом) и главный
персонаж, мститель-вигилант, устанавливающий и отстаивающий свои «новые»
(обычно ностальгично старые, традиционные) смыслы на фоне эклектичных декораций пустоши,
состоящих из вещественных фрагментов погибшей цивилизации и часто
представляющих собой обломки бывших технических достижений человечества.
На первый взгляд, описанный шаблон имеет мало общего с киберпанковской кинотрилогией «Матрица» («Matrix»). Тем не менее эксплицитное отсутствие масштабной катастрофы и нестандартный для постапокалиптики антураж высокотехнологичного будущего не мешает успешному функционированию описанной постапокалиптической модели. Таким образом, целью исследования становится характеристика развития традиционного постапокалиптического сюжета в трилогии «Матрица».
Многочисленные религиозно-мифологические и философские аллюзии «Матрицы» отсылают в характерную для постапокалиптики зону переопределения понятий и восстановления исходного кода смыслов. Катастрофа мира «Матрицы» свершилась незаметно и представляла собой скорее процесс, чем однократный катаклизм: конец света наступил с крахом и капитуляцией человеческих смыслов, побежденных технологическим «раем». Человечество оказалось в плену в греховном, неправильном, извращенном мире, и ему потребовался избранный спаситель, который бы смог принести искупительную жертву, чтобы реконструировать реальность и начать все сначала. За фасадом высоких технологий мира «Матрицы» ведется активная борьба за будущее человечества и за его будущие ценности, которые (что типично для произведений популярной культуры) парадоксально и отчетливо соответствуют традиционным ценностям современного мира.
На первый взгляд, описанный шаблон имеет мало общего с киберпанковской кинотрилогией «Матрица» («Matrix»). Тем не менее эксплицитное отсутствие масштабной катастрофы и нестандартный для постапокалиптики антураж высокотехнологичного будущего не мешает успешному функционированию описанной постапокалиптической модели. Таким образом, целью исследования становится характеристика развития традиционного постапокалиптического сюжета в трилогии «Матрица».
Многочисленные религиозно-мифологические и философские аллюзии «Матрицы» отсылают в характерную для постапокалиптики зону переопределения понятий и восстановления исходного кода смыслов. Катастрофа мира «Матрицы» свершилась незаметно и представляла собой скорее процесс, чем однократный катаклизм: конец света наступил с крахом и капитуляцией человеческих смыслов, побежденных технологическим «раем». Человечество оказалось в плену в греховном, неправильном, извращенном мире, и ему потребовался избранный спаситель, который бы смог принести искупительную жертву, чтобы реконструировать реальность и начать все сначала. За фасадом высоких технологий мира «Матрицы» ведется активная борьба за будущее человечества и за его будущие ценности, которые (что типично для произведений популярной культуры) парадоксально и отчетливо соответствуют традиционным ценностям современного мира.