Об источниках «Двенадцати стульев»/«Золотого теленка» (вклад Е. Петрова)
Екатерина Алексеевна Абрамова
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
ауд. 188
2018-04-18
15:00 -
15:20
Ключевые слова, аннотация
В докладе
рассматриваются ранние фельетоны Е. Петрова, сюжеты и образы которых
впоследствии перешли в совместные с И. Ильфом романы «12 стульев» и «Золотой
теленок». Распространенное убеждение, что Е. Петрову в дуэте отводилось второе место,
основано на том, что от него не осталось черновиков или набросков, как это
произошло с Ильфом, творческий процесс которого задокументирован. Однако,
рассмотрев не только мотивные комплексы, но и образы и сюжеты, перекочевавшие в
романы, мы обнаруживаем отчетливую преемственность, где ранние работы
представляют собой своеобразную «пробу пера».
Тезисы
Романы И. Ильфа и Е.
Петрова привлекают исследовательское внимание как продукт совместного
творчества, и эта проблема так или иначе оказывается основной в любом разговоре
о творчестве соавторов. Известно, что в последних работах слог писателей стал
практически идентичным и отчетливо разделить, что из написанного сделано
Ильфом, а что — Петровым, не представляется возможным.
При этом в литературоведении прочно утвердилось мнение, что Ильф был лидером и литературной движущей силой в этом союзе, а Петров при сочинении романов находился на вторых ролях и был скорее административным деятелем, чем писателем. Одним из оснований для этого служат записные книжки Ильфа, в которых обнаруживаются наброски и идеи, впоследствии вошедшие в романы. Действительно, Петров не оставил после себя ничего подобного. Однако, обращаясь к его ранним фельетонам, мы видим, что из них в романы переходят не только мотивные комплексы, общие для юмористической литературы послереволюционного десятилетия вследствие острой актуальности поднимаемых вопросов, но и почти законченные сюжеты и образы (так, в фельетонах Петрова появляются первые наброски образа Эллочки-людоедки, меняющегося ближневосточного города и др.). Доклад посвящен генезису некоторых образов и сюжетов романов «12 стульев» и «Золотой теленок».
При этом в литературоведении прочно утвердилось мнение, что Ильф был лидером и литературной движущей силой в этом союзе, а Петров при сочинении романов находился на вторых ролях и был скорее административным деятелем, чем писателем. Одним из оснований для этого служат записные книжки Ильфа, в которых обнаруживаются наброски и идеи, впоследствии вошедшие в романы. Действительно, Петров не оставил после себя ничего подобного. Однако, обращаясь к его ранним фельетонам, мы видим, что из них в романы переходят не только мотивные комплексы, общие для юмористической литературы послереволюционного десятилетия вследствие острой актуальности поднимаемых вопросов, но и почти законченные сюжеты и образы (так, в фельетонах Петрова появляются первые наброски образа Эллочки-людоедки, меняющегося ближневосточного города и др.). Доклад посвящен генезису некоторых образов и сюжетов романов «12 стульев» и «Золотой теленок».
Цель доклада — показать «петровское» происхождение некоторых значительных
эпизодов романов. При этом его ранние рассказы можно рассмотреть как наброски и
черновики для будущих значительных работ, в отсутствии которых писателя
упрекают исследователи. Таким образом, если в итоговых текстах Ильф и Петров
неразделимы, то в творческой истории их романов можно увидеть личный вклад
каждого.