Тема рецепции античного наследия в сонетах Дж. Китса «После прочтения Гомера в переводе Чапмена» (1816) и «После просмотра мраморов Элгина» (1817)
Вероника Валерьевна Седлова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
ауд. 190
2018-04-19
12:20 -
12:40
Ключевые слова, аннотация
Обращение к
античному наследию для решения индивидуально-творческих и общеэстетических
задач было почти неизбежным для художника в Англии начала XIX в. Тема эллинизма пронизывает весь путь творческого становления Дж. Китса. В докладе предлагается
анализ двух сонетов Дж. Китса: «После прочтения Гомера в переводе
Чапмена» («On First Looking into Chapman’s Homer», 1816) и «После
просмотра мраморов Элгина» («On Seeing the Elgin Marbles», 1817), демонстрирующих примеры
эстетической рецепции античной идеи посредством
различных медиумов: литературы и скульптуры.
Тезисы
Новая волна
интереса к античности возникает в Англии к концу XVIII — началу XIX в. В докладе мы предлагаем
сравнение двух сонетов Дж. Китса, служащих примерами рецепции античного наследия через различные медиумы.
Первым откровением при столкновении с «нагой («naked») греческой манерой» — в терминологии У. Хэзлитта (1788—1830, Hazlitt) и Дж. Китса — стало для поэта чтение Гомера в переводе Чапмена. Свидетельством этому служит сонет «После прочтения Гомера в переводе Чапмена» («On First Looking into Chapman’s Homer», 1816). Но, соприкоснувшись с античностью через опосредующий текст, поэт обрекал себя на её рецепцию в искажённом виде: не зная греческого языка, он вынужден был всегда прибегать к чужому голосу для восприятия искомой идеи. При этом голос автора звучит уверенно и убедительно, идейная составляющая стихотворения лишена амбивалентности. Этот сонет считается первым поэтическим достижением Китса.
Одним из ключевых моментов для формирования и установления взглядов на сущность и значимость античного наследия послужила доставка в Великобританию мраморов Элгина («Elgin Marbles»). Момент, когда Дж. Китс увидел мраморы, открывает новую эру в его поэтическом становлении. Греческая идея обретает ассоциации не с литературным образом, но с визуальным опытом, переживаемым им в музее. Подпитанная идеями У. Хэзлитта и художника-монументалиста Б. Хейдона (Haydon, 1786—1846), которые видели в мраморах образец непревзойденного величия античного гения, Китс создает сонет «После просмотра мраморов Элгина» («On Seeing the Elgin Marbles», 1817). Сонет выражает амбивалентное впечатление от знакомства с античностью посредством визуального медиума и транслирует образ творческого сознания, мучимого сомнениями в правильности избранного пути и парализованного достижениями прошлого. Античность «во плоти», которую являет скульптура, обеспечивает возможность её рецепции как целостной идеи, при помощи органов чувственного восприятия и романтического воображения, и независимо от наблюдаемой фрагментарности обеспечивает видение за ней, сквозь неё — или до нее.
Таким образом, неаутентичное знакомство с античностью усиливает голос романтического автора, аутентичное восприятие — через визуальный медиум — оказывает парализующий эффект на творческий импульс.
Первым откровением при столкновении с «нагой («naked») греческой манерой» — в терминологии У. Хэзлитта (1788—1830, Hazlitt) и Дж. Китса — стало для поэта чтение Гомера в переводе Чапмена. Свидетельством этому служит сонет «После прочтения Гомера в переводе Чапмена» («On First Looking into Chapman’s Homer», 1816). Но, соприкоснувшись с античностью через опосредующий текст, поэт обрекал себя на её рецепцию в искажённом виде: не зная греческого языка, он вынужден был всегда прибегать к чужому голосу для восприятия искомой идеи. При этом голос автора звучит уверенно и убедительно, идейная составляющая стихотворения лишена амбивалентности. Этот сонет считается первым поэтическим достижением Китса.
Одним из ключевых моментов для формирования и установления взглядов на сущность и значимость античного наследия послужила доставка в Великобританию мраморов Элгина («Elgin Marbles»). Момент, когда Дж. Китс увидел мраморы, открывает новую эру в его поэтическом становлении. Греческая идея обретает ассоциации не с литературным образом, но с визуальным опытом, переживаемым им в музее. Подпитанная идеями У. Хэзлитта и художника-монументалиста Б. Хейдона (Haydon, 1786—1846), которые видели в мраморах образец непревзойденного величия античного гения, Китс создает сонет «После просмотра мраморов Элгина» («On Seeing the Elgin Marbles», 1817). Сонет выражает амбивалентное впечатление от знакомства с античностью посредством визуального медиума и транслирует образ творческого сознания, мучимого сомнениями в правильности избранного пути и парализованного достижениями прошлого. Античность «во плоти», которую являет скульптура, обеспечивает возможность её рецепции как целостной идеи, при помощи органов чувственного восприятия и романтического воображения, и независимо от наблюдаемой фрагментарности обеспечивает видение за ней, сквозь неё — или до нее.
Таким образом, неаутентичное знакомство с античностью усиливает голос романтического автора, аутентичное восприятие — через визуальный медиум — оказывает парализующий эффект на творческий импульс.