XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Взаимодействие верифицированного и нового знания в контекстах научного письменного текста

Полина Игоревна Кондратенко
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

ауд.120
2018-04-19
13:40 - 14:00

Ключевые слова, аннотация

На материале немецкоязычных статей из профильного лингвистического журнала «Zeitschrift für germanistische Linguistik» рассмотрены формы взаимодействия компонентов старого и нового знания. Выделены основные языковые маркеры верифицированного и нового знания в научном лингвистическом тексте. Установлены коммуникативные стратегии автора-исследователя, использующего разный эпистемический статус фрагментов вербализуемого знания, в продвижении и контроле научной аргументации.

Тезисы

Последовательное развёртывание исследовательской мысли от наличного в научном лингвистическом сообществе знания к новому, подлежащему верификации и включению в научный оборот, вербализуется в тексте лингвистической научной статьи с помощью лексических и лексико-грамматических средств, отсылающих читателя к соответствующему типу знания. Так, выражения im konventionellen Sinn; traditionell и др. используются в описании устоявшихся научных концепций, а средства эксплицитной авторизации (ich, mein, wir и др.) — в функции маркеров нового, авторского знания. Анализ немецкоязычных статей из журнала «Zeitschrift für germanistische Linguistik» (суммарный объём — 972 текстовые предикации) позволил выявить контексты научной аргументации, в которых автор лингвистической статьи одновременно маркирует как прежде известные теоретические положения, так и компоненты сообщаемого нового научного знания. В докладе устанавливаются основные формы взаимодействия фрагментов верифицированного и нового знания и рассматриваются коммуникативные стратегии автора-исследователя, использующего разный эпистемический статус фрагментов вербализуемого знания, в продвижении и контроле научной аргументации: 1) самопрезентация автора как полноценного члена экспертного коллектива; 2) демонстрация принадлежности исследователя к конкретной научной школе; 3) построение собственных рассуждений на основании уже существующих лингвистических концепций, т. е. встраивание авторских положений в научный контекст, сформированный трудами предшественников; 4) авторская критическая оценка результатов исследований предшественников; актуализация недостаточности или противоречивого характера наличного знания по исследуемой проблеме.